Екатерининский (ранний) классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

15 августа 2019

Екатерининский (ранний) классицизм

Ю. М. Фельтен. Церковь Святой Екатерины

Дворец ЖК. Г. РазумовскогоЖ. С гравюры XIX века Ж.-Б. Валлен-Деламот Малый Эрмитаж

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга датируется примерно 1760-1780 годами. Это время в истории России часто называют эпохой «просвещённого абсолютизма», подчеркивая противоречивый характер правления Екатерины Великой. Классицизм в России воплощал идеи поступательного развития, гармонической упорядоченности, простоты и величия самой большой европейской страны. Внешними проявлениями классицизма в архитектуре становилось использование классических античных ордеров, сдержанность и монументальность композиции.

Одним из первых зданий в стиле раннего классицизма являлся дворец графа К. Г. Разумовского (ныне Административный корпус Российского педагогического университеты им. Герцена, наб. Мойка, 48), построенный в 1762-1766 годах А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко. Торжественность дворца подчеркивал парадный двор с высокой оградой и монументальными воротами, выходящими на набережную

Творчеством двух замечательных мастеров раннего классицизма отмечены также здание Императорской академии художеств на Васильевский остров (1764-1788 годы, ныне Институт им. Репина, Университетская наб., 17); корпус «для игры в мяч» Кадетского корпуса (1771-1773 годы, ныне кафедра физической культуры и спорта СПбГУ, Университетская наб., 9); дворец графа А. П. Шувалова (1770-е годы, ныне Юсуповский дворец, наб. Мойки, 94). Валлен-Деламот возводит Северный павильон и Висячий сад Малого Эрмитажа (1764-1775 годы, Дворцовая набережная., 36), откуда берёт своё начало знаменитый музей. В строительстве Малого Эрмитажа принимает участие Юрий Фельтен, начинавший помощником Б.Растрелли. Училище для мещанских девиц при Воспитательном Обществе благородных девиц относят к его постройками (1765-1775 годы, ул. Смольный, 3). Архитектура корпуса сдержанно строга, лишь выходящий к Неве фасад здания украшен портиками ионического ордера. По собственному проекту им построен «безордерный» Большой Эрмитаж (1771-1787 годы, Дворцовая набережная., 34), а также Армянская церковь (1771-1776 годы, Невский проспект, 40-42; действует), лютеранские церкви святой Екатерины (((1768-1771 годы, Большого проспекта Васильевского острова, 1; действует) и святой Анны ((1775-1779 годы, Кирочная, 8).

Несколько зданий той поры построил Антонио Ринальди, хотя основные его работы находились в Гатчине, Царском Селе, Ораниенбауме. В архитектурный ансамбле Санкт-Петербурга можно видеть его монументальный Мраморный дворец (1768-1785 годы, Миллионная улица, 5; филиал Русского музея), впервые в городе облицованный натуральным камнем, и складской комплекс Тучков буян (1763-1772 годы, Большой проспект Петроградской стороны, 1а).