Советский функционализм и минимализм в архитектуре Санкт-Петербурга

15 августа 2019

Советский функционализм и минимализм

Крупноблочные дома на Трамвайном проспекте

После смерти И. В. Сталина отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось. 4 ноября 1955 года было принято Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в котором были подвергнуты резкой критике архитекторы и проектные организации, увлекшиеся «внешне-показной стороной архитектуры». Их обвинили в том, что «башенные надстройки, декоративные колоннады, портики и другие архитектурные излишества» отвлекают финансовые средства от строительства необходимого жилья. В частности, был подвергнут критике Главный архитектор Ленинграда в 1951-1971 годах В. А. Каменский за строительство домов на проспекте Стачек с «архаичным оформлением фасадов», архитектор Б. Н. Журавлёв за проект крупноблочного жилого дома на проспекте Сталина (ныне Московский проспект) с «приставной колоннадой». Было отмечено как недостаток, что из строящихся в Ленинграде 353 жилых домов только 14 возводились по типовым проектам.

Теперь советской архитектуре надлежало уделять главное внимание вопросам экономики, ибо «архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений». Строительство переходило на типовые проекты жилых домов, школ, детских учреждений, больниц, магазинов, столовых, санаториев и гостиниц. Одновременно с этим предусматривалось ускоренное развитие строительной индустрии, увеличение объёма жилищного строительства, привлечение рабочих и колхозников к индивидуальному жилищному строительству[45]. В типовых проектах применялись принципы минимизации требований к зданиям, поэтому указанный период может быть назван «минимализмом», не имеющим, однако, отношения к современному нарочито лапидарному минимализму.

Первый 12-этажный крупноблочный дом на Кузнецовской улице

Получили широкое распространение крупнопанельные жилые, общественные и производственные здания, отличавшиеся отсутствием каких-либо элементов отделки на фасадах, кроме окраски или облицовки керамическими плитками. Эти панели обычно имели размер «на комнату» для уменьшения количества наружных швов. Тем не менее швы до сих пор остаются «больным местом» крупнопанельных зданий и требуют постоянного ремонта. Наряду с крупнопанельными домами возводили и крупноблочные здания (с меньшими размерами сборных элементов), а также кирпичные дома.

В некоторых случаях и в условиях индустриализации можно было создать выразительные архитектурные композиции (например, первый в Ленинграде 12-этажный жилой дом на Кузнецовской улице, архитекторы Б. Н. Журавлев, А. Д. Кац, инженер Н. И. Дюбов, 1957 год). Хотя, разумеется, с современной точки зрения большинство этих домов не выдерживают критики ни с архитектурной, ни с инженерно-технической, ни с социальной точек зрения. Строительные нормы и правила, введённые в 1955—1957 годах, предусматривали минимум удобств для жителей: комнаты размером 9-12 м², высоту помещений 2,5 м, совмещённые санузлы и др. Однако в то время индустриальное строительство привело к быстрому улучшению жилищных условий сотен тысяч горожан, многие из которых впервые получили отдельные квартиры. В настоящее время в домах этого класса в Санкт-Петербурге проживает 900 тысяч жителей

В конце 1960-х годов развитие строительной индустрии и промышленности в целом позволило частично снять жесткие экономические ограничения на архитектурно-строительные решения. Строительство тесных пятиэтажек в Ленинграде прекратилось, им на смену в 1970-х годах пришли несколько более комфортные «Дома-корабли» с ленточным остеклением (серия 1-ЛГ600А, 1-ЛГ600-1), позже с лоджиями. Застройка в основном осуществлялась крупнопанельными домами высотой 9-14 этажей. С 1980-х годов началась типовая застройка кварталов домами из сборных железобетонных панелей высотой 10-17 этажей (серии 1-ЛГ606, 121, 137, 600.11 и др.). У этих домов уже была улучшенная звуко- и теплоизоляция, большие балконы или лоджии, увеличен размер кухонь. Дома некоторых серий продолжают строиться и поныне

В период минимализма наиболее значимые общественные объекты возводились всё-таки по индивидуальным проектам. В этот период строятся такие запоминающиеся объекты, как Дворец спорта «Юбилейный» (1967 год, архитекторы Г. П. Морозов, И. П. Сусликов, А. Я. Левханьян, Ф. Н. Яковлев, инженеры А. П. Морозов, Ю. А. Елисеев, О. А. Курбатов, Б. А. Миронков и др., проспект Добролюбова, 18); здание Детской музыкальной школы № 5 имени Е. А. Мравинского (1971 год, архитектор В. В. Попов, Варшавская улица, 44); ансамбль Площади Победы (1971-1975 годы, архитекторы С. Б. Сперанский, В. А. Каменский, скульптор М. К. Аникушин, площадь Победы); гостиница «Прибалтийская» (1970-1978 годы, архитекторы Н. Н. Баранов, С. И. Евдокимов, В. И. Ковалева, улица Кораблестроителей, 14); спортивно-концертный комплекс им. В. И. Ленина (1970-1981 год, архитекторы И. М. Чайко, Н. В. Баранов, Ф. Н. Яковлев, Н. А. Владиславлева, инженеры А. П. Морозов, О. А. Курбатов, Ю. А. Елисеев, проспект Гагарина, 8) и др.