Искусство гравюры на дереве, ксилография изобразительном искусстве

19 августа 2019

Поговорим о самом древнем виде печатной графике - гравюре не дереве. Что такое ксилография изобразительном искусстве? Многие знают, что такое рисунок, а что собой представляет гравюра вырезаемая на деревянной доске, знают не все.

Обычный рисунок, и гравюру можно смело относятся к графике и графическим техникам рисования,  линия и штрих являются ярким ЭЛЕМЕНТОМ ее выражения. Однако различие все-таки существует. Гравер наносит изображение на твердую деревянную поверхность, создавая ксилографию.

Значение слова, кстати, происходит от двух греческих лексем: "ксилон" - "деревянная доска" - и "grapho" - "рисую". 

Затем делается оттиск на бумагу или другой материал. Древняя гравюрная техника по деревянной доске.

Что такое ксилография?

По определению, это способ высокой печати, выполняющаяся при помощи печатных досок, на которые путем резьбы нанесен рисунок. ксилография - вид прикладного искусства, имеющий многообразие областей применения. В сравнении с фресками и мозаикой она считается молодым видом искусства. Работа гравера и сам процесс создания ксилографии начинался с рисунка. художник либо сам создавал гравюру на дереве - ксилографию, либо обращался к профессионалу.


В основном преобладало разделение труда на протяжении почти четырех столетий: 

  • художник создавал рисунок, 
  • гравер воспроизводил его.

Предшественники ксилографии

Некоторые исследователи истории графического искусства считают, что косвенный предшественник ксилографии - это эстампаж, который представляет собой прямой оттиск рельефного изображения. Впервые он появился в колыбели человеческой цивилизации Месопотамии, в 3000 году до н. э. Круглые печати для вдавливания в глину явились доказательством создания эстампов За этим последовал период трафаретов в Древнем Египте.

Эта практика печати изображений соотносится с временем появления бумаги в Китае, ориентировочно со II веком н. э. Как правило, это были плоские рельефы, оттиснутые на увлажненный лист писчего материала. Притиранием его специальными щеточками или простукиванием получали воспроизведение этого рельефа на бумаге. Далее шла обработка этого оттиснутого рельефа. Способом эстампа пользовались и после возникновения ксилографии.

ксилография в странах Востока По своему происхождению самая ранняя техника печатной графики - ксилография. Появилась она на Востоке. Исторические источники Китая дают информацию о том, что печать при помощи деревянных дощечек производилась в стране с VI века . Однако самая ранняя из археологических находок - гравюра, дошедшая до наших дней, - датируется 868 годом. На ней изображен Будда в окружении святых. В Корее были найдены отпечатки текста, оттиснутые в VIII веке.

Буддизм приобрел всеобъемлющее значение в культурной жизни Японии. Так, в 741 году правителем государства было приказано построить в каждой провинции буддийский храм. К тому времени были созданы храмовые ансамбли в городе Нара. 

В одном из них, в храме Хорюдзи, до наших дней сохранились древнейшие образцы ксилографии (это и печатный текст в том числе). Первой, достаточно достоверной датой в истории Японского книгопечатания является 770 год. В этом году было изготовлено миллион маленьких пагод высотой 13,5 см, для того чтобы вложить в каждую из них печатные буддийские заклинания и пожаловать их храмам. Это непрошитые отдельные страницы в виде двух досок с завязками.

ксилография в арабских странах и Западной Европе Гравюры с деревянных дощечек появились в арабских странах как результат проникновения их из стран Дальнего Востока. При помощи ксилографии в Египте издавались книги на арабском языке, относящиеся к периоду между X и XIV веками.

Также в Египте использовались так называемые набойки для печати узоров на тканях, и это также ксилография. Быстрое распространение гравюры на дереве в Западной Европе относится к XV веку. Она была похожа на технику, по которой изготовлялись доски для набойки. Образцы таких дощечек сохранились в виде работ с орнаментами и сюжетными композициями Итальянской работы. Фрагмент печатной формы, вырезанной во Франции, изображает распятие, датирована работа 1397 годом. Эпоха Раннего Возрождения придает ксилографии несколько иное значение.

Гравюра не имеет декоративно-прикладного значения, а развивается как самостоятельный вид искусства.

Круг гравюр расширяется от отдельных листов до карт и календарей массового потребления. В 1461 году выходит первая книга в Германии с гравюрами на дереве. Древние принты из Японии Вопрос о том, является книгопечатание в Японии заимствованным или самостоятельным явлением, решается по-разному до настоящего времени. Ряд ученых считают, что такое искусство, как ксилография, в Японии развивалось из производства набивных тканей, другие же утверждают, что оно пришло в Японию из Китая. Однако древнейший памятник ксилографии (дарани) обнаружен в Японии, а не в Китае.

Японские граверы в своих работах изображали различные сцены бытовой жизни и динамичные позы из репертуара актеров

Такие принты участвовали в выставках и печатных изданиях Кабуки. К началу XIX века широкую популярность в Японии получила цветная ксилография. Выполнялась она из нескольких досок, окрашенных в разные цвета. Когда Япония открыла свои торговые пути в Европу в 1868 году, известные художники, такие как Тулуз-Лотрек, Дега, Уистлер и Ван Гог, стали известными коллекционерами этих принтов и часто привносили аспекты стиля ксилографии в свои собственные произведения искусства.

Этапы работы мастера-гравера

Технические приемы выполнения ксилографии с момента ее возникновения усложнились, но основа выполнения ее осталась прежней. Этапы работы над ксилографией выглядят следующим образом. Основные инструменты гравера - нож, стамески различной ширины и долото, при помощи которых он создает рисунок на доске. Деревянная доска, на которой "выбивается" рисунок, - это спил дерева с мягкой древесиной (груша или бук). Доску перед работой грунтуют. На подготовленной к работе доске выбивается вышеуказанными инструментами рисунок в зеркальном изображении.

Следующим этапом работы будет накатывание валиком на рисунок специальной типографской краски. На поверхность доски накладывается лист бумаги или материала, на котором должен отпечататься рисунок. Оттиск может делаться как вручную при помощи рычажного пресса, так и при помощи электрического пресса-станка. Рисунок переходит на материал. Гравюра выполнена. Такой же техникой печатались тексты и иллюстрации до изобретения книгопечатания. Мастера умели в контрастных черно-белых линиях своих гравюр передать разнообразие эмоциональных оттенков. 

Это отчетливо прослеживается в графической работе "Пляске смерти" Г. Гольбейна и мощном "Апокалипсисе" художника А. Дюрера.

Почему гравюра, а не рисунок?

Понимая, насколько непрост способ изготовления ксилографии, задаешь себе вопрос: для чего художнику выполнять сложную и трудоемкую работу, а не рисунок на бумаге? Рисунок уникален. Сколько бы ни было с этого рисунка копий, они остаются репродукциями. А это не искусство. В репродукции нет неуловимого присутствия автора. В ней другой автор, передающий в копии свою энергетику, свои цвета. То есть это всего лишь напоминание об оригинале. Главное качество ксилографии – это возможность тиражировать рисунок. С помощью подготовленного трафарета на одной доске, выполненного автором, можно получить оттиски в необходимом количестве. Всё это будет авторской работой, под которой ее создатель может поставить свою подпись. ксилография в России.

К первым представителям этого вида графики можно отнести граверов середины XIX века Е. Бернадского и В. Матэ.

Последний был великим мастером и выдающимся педагогом.

Из его класса гравюры в училище Штиглица вышли большие мастера гравюрного жанра:

  • А. Остроумова-Лебедева
  • И. Фомин
  • В. Масютин
  • П. Шилинговский.

Эти мастера сформировали школу советской ксилографии, продолжая работать со старыми темами графики: пейзажем, портретом, книжной иллюстрацией. А. П. Остроумова-Лебедева стояла у истоков авторской ксилографии. Центральной фигурой ксилографии после 1920 года стал В. Фаворский. Это художник широкого диапазона. В одном человеке сочетались гравер, художник, декоратор, монументалист, оформитель.

По мнению самого Фаворского, он более себя раскрыл в такой области, как книжная ксилография. Его школа в советской ксилографии занимала лидирующее место, а многие из его учеников стали крупными художниками (Д. Константинов, А. Гончаров, М. Пиков). Выставка гравюры в Москве В Государственной Третьяковской галерее в ноябре 2015 года проходила выставка "Материалы и техники гравюры ксилография. 

На ней были представлены, хранившиеся в запасниках гравюры. Среди них около 200 оригинальных работ и гравюр, а также более десятка графических альбомов Отображение таймфрейма охватывает период с начала XVII до 1930-х годо. При создании экспозиции учитывались хронологический принцип и стремление, насколько это возможно, поддержания целостности полученных коллекций. Посетители могли познакомиться с материалами, рассказывающими о технике ксилографии. Экспонаты выставки являлись образцами всех видов и форм ксилографии, начиная с лубочной картинки и заканчивая линогравюрами. Одним из экспонатов выставки была грушевая рамка, выдержавшая 87 тысяч отпечатков Это с неё печатаны были листы напрестольного Евангелия начала XVII века . До внедрения фототехнологий ксилография была востребована как имитирующая рисунок карандашом и живопись.

Живописные картины граверы выполняли зеркально, чтобы была сохранена достоверность полотна. На выставке были продемонстрированы различные эпохи в искусстве ксилографии. Это Японская, европейская и русская графики. 

Были представлены доски и принты. Выставка познакомила с работами современных авторов, их гравюрами, а также различными жанрами ксилографии.