авторская печатная графика

1 февраля 2020

Стоит отметить особенность и уникальность печатной графики ХХ века - которая заключается в том, что из разряда
репродукционной графики она перешла в разряд художественной, авторской графики.

Ограниченный тираж является важным критерием авторской печатной графики. Любой оттиск из тиража, если он отпечатан и подписан самим автором - считается оригиналом и обладает художественной ценностью.

Авторская подпись на оттиске, как правило, делается твердым графитным карандашом по влажной бумаге. В данном случае подпись невозможно стереть или удалить без явных следов подчистки, так как графит карандаша глубоко проникает в глубокие слои бумагу.

Инициалы и подпись автора художественного произведения ставится в правом нижним углу оттиска с указанием года создания печатной формы. В левом нижним углу оттиска пишется название эстампа и указывается манера исполнения и порядковый номер в тираже.

На обратной стороне листа принято писать фамилию и инициалы автора, название художественного произведения, год исполнения, художественную манеру и размеры гравюры.

Что такое авторская печатная графика?

Графика (от грека γραφικός graphikos « принадлежащая к рисунку») являются визуальным изображением или рисунком выполненном на какой - либо поверхности:

  • холст;
  • экран;
  • бумага;
  • камень;
  • стены;

используется в качестве художественной иллюстрации

Как и в живописных техниках, в произведениях печатной продукции широкое развитие получили все жанры изобразительного искусства:

  • портрет;
  • пейзаж,;
  • натюрморт;
  • жанровые композиции;
  • много сюжетные композиции;
  • книжные иллюстрации и др

В современном использовании он включает в себя графическое представление данных, как в производстве, в наборе текста и графике, так и в образовательном и развлекательном программном обеспечении . 

Изображения, которые создаются или генерируются компьютерными программи, называются компьютерной графикой.


Примерами являются

  • фотографии;
  • рисунки;
  • штриховые рисунки;
  • графики;
  • диаграммы;
  • типографика;
  • цифры;
  • символы;
  • геометрические рисунки;
  • карты;
  • инженерные чертежи;
  • другие изображения

Графика часто сочетает в себе текст, иллюстрацию и цвет.

Графический дизайн может состоять из преднамеренного выбора, создания или расположение в типографикео дин, как в брошюре, флаере, плакате, веб-сайте или книге без какого-либо другого элемента. Цель может заключаться в ясности или эффективном общении, можно искать ассоциации с другими культурными элементами или просто создавать особый стиль. Графика может быть функциональной или художественной. Последняя может быть записанной версией, такой как фотография, или интерпретация ученым, чтобы выделить существенные черты, или художником, в этом случае различие с воображаемой графикой может стать размытым. Это может также использоваться для архитектуры.

В начале 1960-х годов в Советском Союзе бурное развитие получил художественный эстамп. В интерьерах внутреннего убранства жилых помещений стал преобладать минималистический стиль, составляющей частью которого стали оформленные в багетную рамку под стекло, произведения малотиражной печатной графики.

Эстампы были доступны по цене, выполнены на добротном художественном уровне и по сюжету и жанру могли удовлетворить самую взыскательную публику. Авторская печатная графика, исполненная малыми тиражами, имеющая авторскую подпись и дату исполнения, придавала листам большую значимость и соответственно ценность.

первыми достижениями печатной графики в первые годы советской власти можно назвать три альбома, вышедших в Петрограде почти одновременно, в 1923 году, и изданных Комитетом популяризации художественных изданий при Российской Академии истории материальной культуры. В создании альбомов приняли участие три прекрасных петербургских художников-графиков: А.П. Остроумова-Лебедева, М.В. Добужинский и П.А. Шиллинговский. Добужинский и Остроумова-Лебедева в технике литографии, а Шиллинговский в технике ксилографиипредставили на суд зрителей свое видение города в тяжелые для него годы разрухи и запустения. Ныне листы из этих альбомов, являющиеся библиографической редкостью, часто экспонируются на различных тематических выставках музея и всегда привлекают внимание зрителя не только высоким уровнем мастерства художников, но и особенным настроением и искренностью. Они были изданы малым тиражом 500 экземпляров и представляют собой высокохудожественные авторские произведения.

авторские тиражированные издания свое развитие получили в годы Отечественной войны и блокады Ленинграда. Художниками издавались альбомы с изображениями портретов героев воздушных боев, морских сражений, с сюжетами блокадного быта, тяжелые условия которого довелось пережить многим из них, оставшимся в блокадном Ленинграде. Стоит отметить серии художественных работ выполенных технике литографии и ксилографии, созданных художниками в блокадном Ленинграде: Ю.М. Непринцев, А.Ф. Пахомов, С.Б. Юдовин, Н.А. Павлов, А.С. Астапов, А.Л. Каплан и многие другие.

Печатные техники:

литографии, ксилографии, линогравюры офорты (гравюры на металле) всегда привлекали внимание зрителей. На протяжении всей истории XX века проводились многочисленные выставки, посвященные отдельно офорту, ксилографии, литографии, линогравюре. Отдельные художники-графики приобрели узкую специализацию и работали в той или иной технике, совершенствуя свое мастерство. В этих интересных для творческого вдохновения техниках проводились различные эксперименты, в результате которых появлялись поистине уникальные произведения авторской тиражированной графики.