Кьяроскуро

18 августа 2019

Кьяроскуро (итал. chiaroscuro, буквально — светотень) в изобразительном искусстве: градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным. «С развитием Кьяроскуро в 16-17 веках, ночь вышла из фона, утвердившись в самой картине, которая стала прямо-таки сценой манихейской борьбы между Светом и Тьмой» (О. Хаксли, «Рай и Ад»).

История возникновения техники Кьяроскуро (chiaroscuro)

К возможностям светотени прибегали уже античные живописцы. Плиний Старший упоминает Аполлодора из Афин (жившего во второй половине V века до н.э) как изобретателя светотени и основоположником собственно живописи (т. н. светотеневой живописи). Работы Аполлодора до наших дней не сохранились. Светотень и её теория разрабатывались мастерами Возрождения (Леонардо да Винчи).

Итальянский живописец и резчик по дереву Уго да Карпи (ок. 1480—1532) в 1516 году истребовал у Венецианского Сената привилегию на «новый способ печати a chiaro e scuro — вещь новую и никогда до сих пор не исполнявшуюся». Впоследствии термин кьяроскуро стали применять по отношению к любой европейской многокрасочной гравюре XVI—XVIII веков, но сейчас термин Уго да Карпи, как и особенности графического языка настоящей техники, подразумевает более узкое его понимание и применение.

Одним из мастеров, которые добились наиболее впечатляющих результатов благодаря применению так называемых — «контраста светлого и тёмного» и «контраста цветового насыщения», был французский художник XVII века Жорж де Латур.

Дифференциация терминов Кьяроскуро (chiaroscuro)

В строгом смысле, кьяроскуро — это монохромное изображение, которое может быть выполнено в любой из техник: карандашный рисунок, акварель, гуашь, фреска, гравюра. Объем достигается использованием светов и теней.

В более широком смысле термин светотень применяют для описания живописного эффекта, основанного на контрасте между ярко освещенными фигурами или участками картины и затемненными. Живописцы, работавшие в этом направлении: Караваджо, Рембрандт, Веласкес.

Термин кьяроскуро также используется для обозначения цветной ксилографии, которая подразумевает создание нескольких печатных форм (для каждого цвета — отдельная доска), с которых последовательно производится печать. Известна с начала XVI века, изобретатель — итальянец Уго да Карпи.

Применяемый в русском искусствоведении термин светотень (калька рассматриваемого в статье) подразумевает более широкое значение, общее для графики и живописи — сам прием «распределения различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющий воспринимать изображаемый предмет объемным» — то есть это основной и неотъемлемый приём в изобразительном искусстве, который дает возможность изображения на плоскости объёма, иными словами — организации в двухмерном пространстве — трёхмерного.

Термин кьяроскуро применяется исключительно по отношению к технике, описанной выше.