информация и подписи на гравюре

18 февраля 2020

Профессиональным художникам а также ценителям и собирателям гравюр необходимо уметь разбираться в информации которую несет в себе оттиск гравюры - признаки технологии изготовления доски.

гравюра на металле, так как многое из того, что нужно сказать о них, относится и к другим видам гравюры.

Самое первое, что мы видим, рассматривая лист гравюры, это прямоугольник, в котором находится изображение изобразительное поле (в редких случаях могут быть и другие формы: круглые, овальные, многоугольные). Изображение может иметь обрамление, чаще всего линейное, но иногда и орнаментальное, аллегорическое или какое-либо другое. Изображение окружено вдавленностью от доски, металлической пластины. В старых гравюрах оно доходило большей частью до самого края доски. В 19 в. предпочитали помещать изображение в середине доски, оставляя довольно широкие поля. За пределами доски также оставались поля. Поля в прежнее время, как правило, обрезали до натиска доски, а иногда и до самого изображения. Делали это и потому, что поля изнашивались, и потому, что того требовали вкусы собирателей. Вообще старый оттиск с полями - вещь чрезвычайно редкая и очень высоко ценится собирателями и коллекционерами печатной графики. Следующее, на что мы обращаем внимание, - это наличие на листе разных награвированных надписей. Часть надписей относится к авторству гравюры и состоит из фамилии и сокращений слов, указывающих на участие в создании гравюры. Слова эти обычно на латинском языке, но иногда и на языке той страны, где издана гравюра. Поэтому для атрибуции гравюры надо прежде всего знать значения этих слов и их сокращений.

Обозначения граверов на гравюрных досках:

  • fecit, fec, f — гравировал, делал
  • sculpsit, sculp, sc — вырезал
  • incidit, inc, in — вырезал
  • grave, grav, gr — гравировал (франц., нем., англ.)
  • sticheln, stich, st — вырезал (нем.)

Обозначения авторов произведения, рисунка, с которого сделана гравюра:

  • pinxit, pinx, pin — писал красками
  • inventor, inv, in — изобретатель, изобрел
  • delineavit, delin, del — рисовал

Обозначения издателей:

  • excudit, exc, ex — издал, изготовил, выпустил
  • direxit, dir — выпустил издание, руководил-изданием
  • formis, form — издатель

Обозначения печатников, владельцев печатных мастерских:

  • impessit, imp — исполнил, выполнил
  • imprimeur, imp — печатник

Кроме этих обозначений, рядом с фамилией могут быть такие слова и обозначения:

  • anno — по, после (итал.)
  • d'apres — после (франц.)
  • bis — повторил (франц.)

Указания на привилегии:

  • Cum Priv. Sac. Coes Maj, C.P.S.C.Maj, CPSCM
  • Cum Gratia Privil. Sac. Coes Maj
  • Cum Privil. Regis
  • Lues Privilege du Roi

Иногда одно и то же лицо соединяет в себе две какие-либо функции. В таких случаях следует иметь в виду, что вместо «fee et exc» может быть обозначено только «ехс» или вместо «inuent et fec» - только «in», т.е. в некоторых, очень редких случаях гравер счел более существенным указать, что он издатель или что он автор композиции, и пренебрег ролью гравера. Но чаще всего отсутствие имени гравера означает, что гравюра награвирована малозначительным, с точки зрения издателя, мастером, имя которого он счел необязательным упоминать.

Иногда вместо прямого указания фамилии может быть награвирована монограмма или условный значок автора. Рядом с именем автора или монограммой может быть указан год изготовления гравюры.

Часто вопрос атрибуции усложняется тем, что вместо фамилии указывается прозвище, псевдоним, одно имя без фамилии или сокращение имени автора.

Для определения фамилий авторов по монограммам или другим зашифрованным обозначениям существуют специальные словари и справочники.

Кроме надписей, указывающих авторов или издателей гравюры, на листе могут быть и другие награвированные тексты. Это прежде всего название и так называемая легенда, т.е. текст, поясняющий содержание изображения. Иногда бывает посвящение какому-нибудь влиятельному лицу с перечислением его титулов и с изображением его герба. Если гравюра входила в серию, то лист помечен номером. В гравюрах на дереве такого рода надписи встречаются реже. Авторство чаще обозначается монограммой. С середины 16 века стали появляться монограммы резчиков, причем в этом случае при монограмме изображался маленький ножичек - основной инструмент ксилографа того времени. На обороте старых обрезных гравюр на дереве почти всегда находится наборный текст, так как большинство ксилографий того времени были вырезаны из старых книг. По этому наборному тексту можно судить о том, что это была за книга и в какое примерно время она издана. Что же касается литографий, то приведенные выше обозначения авторства часто употреблялись иначе. Так, обозначение «del», «delin» (delineavit), переводимые как «рисовал», в литографий относятся к художнику, рисовавшему на камне. Кроме того, автор литографий может быть обозначен надписью «Lith. de ...» (литографировал такой-то) или «Dessine sur pierre par ...» (рисовал на камне такой-то). Иногда эта надпись выражалась сокращением «dis» (рисовал). Сокращение «Lit ...» или «Imp. Lith. de ...» относилось к владельцу литографской мастерской, хотя в некоторых случаях это могло обозначать одновременно и автора литографий, и владельца мастерской. Большое значение при анализе листа гравюры имеет бумага, на которой она напечатана. По бумаге можно определить время издания листа. Если рассматривать бумагу на просвет, то мы увидим следы сетки, на которой бумага просушивалась. Иногда можно увидеть какое-нибудь изображение, дату или буквы - так называемый водяной знак, или филигрань, которая является знаком фирмы, изготовившей бумагу. По этому водяному знаку можно установить, где и когда была изготовлена бумага, на которой напечатан данный лист, что имеет немаловажное значение для атрибуции гравюры. Существуют специальные справочники, в которых приведены рисунки филиграней и сеток. Может быть бумага и без каких-либо следов сетки, чаще всего это говорит о том, что мы имеем дело с поздней эстампной бумагой. Начиная с конца 18 в. при печатании гравюр на металле часто на доску, на само изображение, накладывали тонкий лист японской бумаги, смазанный с обратной стороны клеем, и уже его покрывали толстой эстампной бумагой. При давлении в станке тонкая бумага принимала на себя изображение и одновременно приклеивалась к эстампной бумаге, служившей как бы паспарту. Кроме гравированных надписей, на гравюре бывают надписи карандашом или чернилами, обычно на обороте листа. Это могут быть заметки прежних собирателей или атрибуция. Встречаются надписи типа: В.32, Pas. 12, And.8, Ров. 5. - обычно после фамилии автора. Эти обозначения указывают на номер, под которым гравюра числится в перечне работ мастера в одном из известных справочников: Bartsch'a, Passavant'a, Andersen'а, Ровинского. Такие записи всегда представляют большой интерес. Ко всем этим сведениям надо относиться с осторожностью и проверять их, так как бывает, что предыдущий владелец выдает желаемое за действительное или просто ошибся. На листе попадается владельческий штамп или автограф владельца собрания, в которое входил лист. Если гравюра из известного собрания, то она приобретает дополнительную ценность, так как это является как бы гарантией ценности оттиска. Кроме того, всегда интересна история листа. В этом отношении важны и торговые штампы, и пометки, встречающиеся на оборотной стороне гравюры. В собирательской практике принято считать лучшими оттиски, отпечатанные в начале тиражирования. Хотя это положение небезусловно и бывает, что самые ранние оттиски хуже более поздних, тем не менее первые ценятся выше.

Последовательность оттисков в процессе тиражирования

Последовательность оттисков определяется по изменениям на доске в процессе ее создания и тиражирования, т.е. по различным состояниям гравюры.

Рассмотрим все возможные состояния оттисков в их временном порядке.

  1. Пробные оттиски, сделанные в процессе работы гравера над гравюрой. Они особенно интересны потому, что дают представление о творческом процессе.
  2. Оттиски, напечатанные до того, как были награвированы подписи создавших гравюру. Такие листы называются «до подписи».
  3. Оттиски, напечатанные до того, как гравюра была снабжена текстом или номером. Называются они «до текста» и «до номера».
  4. Оттиск со всеми подписями, но до тиража, т.е. на нем не указан издатель. Такой оттиск называется «до адреса».
  5. Тиражный оттиск с указанием издателя и всех надписей, с которыми данная гравюра должна была быть выпущена.
  6. В процессе издания могут быть внесены гравером какие-либо изменения. Эти оттиски называются по порядку изменений «1-е состояние», «2-е состояние» и т.д.
  7. Последующие переиздания гравюры, которые обычно сопровождаются изменением имени издателя. Таких переизданий может быть несколько. По именам издателей можно определить время издания. Оттиски называются по порядку изданий v«2-е издание», «3-е издание» и т.д.
  8. После большого числа изданий доска изнашивается, и оттиски с нее получаются плохого качества. Такие листы можно узнать по серому общему тону. Тонкие штрихи в них чуть окрашивают бумагу, некоторые линии неестественно выделяются, особенно характерен резкий переход от темных тонов к светлым, так как полутона обычно гравировались иглой и поэтому быстрее изнашивались.
  9. Если потребность в этой гравюре все же велика, а доска приходит в негодность, то издатели ретушируют, т.е. обновляют, доску, подгравировывая утраченные или ослабленные места. Такие оттиски называют «после ретуши».
С начала 19 века граверы по металлу стали делать на полях гравюры маленькие рисунки, награвированные иглой, так называемые ремарки, которые перед тиражированием убирались. Они возникли из проб инструментов на полях гравюры. Оттиски с такими ремарками особенно привлекали, так как они указывали на то, что лист был напечатан до основного тиража. Поскольку ремарки вошли в моду, их стали гравировать специально. Часто с ними печатали часть тиража, которая продавалась дороже. В настоящее время многие тонкости в субординации оттисков значительно упростились. В современной гравюре оттиски можно свести к трем основным видам: Пробные оттиски делает мастер в процессе работы над гравюрой на разных этапах этой работы, для того чтобы видеть, что получается и что надо изменить. Авторские оттиски печатает либо сам автор, либо мастер-печатник под его наблюдением и с его участием. Обычно авторский оттиск подписывается художником у нижнего края гравюры справа, обязательно карандашом. С левой стороны иногда пишется номер оттиска и тираж в виде дроби с косой чертой, где числитель указывает на порядковый номер, а знаменатель - количество напечатанных экземпляров. Могут быть и другие надписи: название гравюры, год создания, дарственные. Если мы имеем дело с ксилографией или линогравюрой, авторский оттиск может быть ручным, т.е. напечатанным притиранием бумаги косточкой или другим каким-либо предметом к доске. В этом случае на обратной стороне оттиска, на местах печатающих элементов доски, видно лощение от косточки. Некоторые художники предпочитают прикрывать печатную бумагу листом плотной навощенной бумаги и по нему трут косточкой - тогда лощения на обратной стороне не будет. Очень редко можно встретить ручные оттиски и с глубокой гравюры. Для этого или подворачивают края бумаги под металлическую пластину, или укрепляют бумагу и печатную форму кнопками на чертежной доске, после чего трут по бумаге косточкой. Такая печать дает плохие результаты и поэтому практически не употребляется, хотя иметь в виду такие оттиски нужно. Иногда авторский оттиск с гравюр высокой печати может быть напечатан на печатном станке, позолотном прессе или даже на винтовом переплетном прессе, а линогравюра - на офортном станке. Оттиск, напечатанный на станке, можно отличить от ручного наличием рельефного натиска, хорошо видного на обороте при боковом освещении. При ручной печати может быть только продавленность бумаги с одной стороны штриха из-за случайного «зарывания» косточки в промежуток между штрихами, сопровождаемого иногда даже прорывом бумаги. Тиражные оттиски ксилографии и других гравюр высокой печати печатают на тигельных или плоских печатных машинах. Их, за редкими исключениями, авторы не подписывают. Это большей частью книжные гравюры. Поскольку такие гравюры отпечатаны с авторских досок, они являются подлинными гравюрами, даже если их тираж очень большой. Их нельзя смешивать с воспроизведениями фотомеханическим способом, используемым обычно в наше время в книгах. В заключение остановимся на немаловажном вопросе для тех, кто имеет дело с гравюрой. Мы имеем в виду проблему подделок и копий. Копии с гравюр известных мастеров делались с давних времен и часто вскоре после оригинала. Нередко копии выполнялись значительными мастерами репродукционной гравюры, например в 16 в. Маркантонио Раймонди с Дюрера. Копии очень часто бывают зеркальными по отношению к оригиналу. Это происходит потому, что копирующий мастер переносил рисунок на доску, глядя на оттиск, не переворачивая его. На копиях имеется обычно подпись копировщика. Иногда после фамилии автора оригинала «fecit» заменяется на «inv», а имя копировавшего гравера не указывается. Бывает, что опускали имя автора оригинала и копирующего и писали только имя издателя. Если на копии сохранена подпись автора оригинала с соответствующим указанием на авторство его и не написано, что это копия, то она считается подделкой. Кроме таких подделок, когда по возможности точно повторяется изображение подделываемой гравюры, могут быть подделки иного рода. В этом случае делают не существующую у подделываемого автора гравюру, но в его манере. Тем самым как бы открывается новое неизвестное его произведение. Для этой цели часто использовали рисунки подделываемого художника. Получалось, что рисунок как бы был эскизом к гравюре-подделке. К подделкам можно отнести всяческие манипуляции при печати для получения якобы оттиска до подписи или более раннего состояния гравюры. С этой целью в процессе печати прикрывают надписи или детали изображения. Такой обман можно обнаружить иногда, внимательно рассматривая оттиск в лупу при боковом освещении. Тогда можно заметить след от тонкой бумаги, прикрывающей детали гравюры, или бескрасочное тиснение от прикрываемых штрихов. С такой же целью могут быть стерты надписи и на самом оттиске, но это обнаружить проще. Особенно внимательно надо относиться к экспертизе гравюр больших мастеров, поскольку такие гравюры подделывали особенно часто.