Введение. Исторические предпосылки. Японская гравюра

19 августа 2019


Цветная гравюра на дереве, характер и развитие Японского искусства. Характеристики отдельных художественных направлений и творчества выдающихся мастеров.

Отображение демократическая струя в Японской гравюре, создавшая реалистические произведения, являющиеся лучшими образцами Японского искусства.
Особый интерес представляют страницы книги, посвященные произведениям пролетарской гравюры и плаката в современной Японии.

История развития Японской цветной гравюры на дереве с момента зарождения ее до настоящего времени, главнейшие этапы эволюции этой чрезвычайно интересной ветви Японского искусства, познакомиться с ее важнейшими направлениями и наиболее крупными художественными индивидуальностями. Развитие ксилографии в Японии протекало в период феодализма, затем при разложении феодализма и, наконец, во время и после промышленного переворота. Потеряв ведущее значение в искусстве, Японская гравюра продолжала существовать и период капитализма и в империалистической Японии. Япония эпохи Токугава (1603 —1868), когда сложилась как явление искусства и достигла большого развитии Японская деревянная гравюра, была до последний лет этой эпохи страной феодализма. «Япония, с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством, — писал К. Маркс в 1867 г., — дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все наши исторические книги, проникнутые насчет средневековья буржуазными предрассудками»

Внутри страны в это время в основном прекращаются раздоры между феодалами. Этому, способствуют новые социально-экономические тенденции, которые медленно, но- верно, начинают пробиваться в отдельных местах сквозь кору средневековья. С одной стороны, это — возникновение, как естественного спутника феодализма, хищнического торгово-ростовщического капитала, который затем, раздвигая рамки феодальных отношений, начинает проникать во все сферы социально-экономической жизни и по пути вводит новые формы и новое содержание общественных отношений. С другой стороны, этому способствует обнищавшее и разоренное Японское крестьянство, которое под тяжестью двойного гнета (феодалов и торгово-ростовщического капитала) начинает вырываться из подчинения господствующей системе и организует многочисленные крестьянские восстания.

Зарождение и развитие торгового капитала не знаменуют уничтожения феодализма, они оказываются сосуществующими с феодализмом.

Развитию капитализма в стране были поставлены искусственные заграждения. капиталистическая собственность не была защищена законом и подвергалась не только обложению, но и захвату. Для наследственной аристократической бюрократии из феодальной знати и ее государственного аппарата капитал являлся тем резервом, из

которого можно было черпать бесконтрольно средства. Купец, как социально-экономическое явление (в первом этапе своего развития), рассматривается аристократией, как низшее сословие страны Феодальные отношения к началу промышленного переворота привели Японию к затяжному экономическому кризису.
Положение Японского крестьянства лучше всего иллюстрируется фактом систематического вымирания, деградации деревни, ростом бродяжничества, бегством в города и т. п. Так, в течение 1781 — 1788 гг. в одном только княжестве сельское население уменьшилось на 1400 000 человек.

Начиная с 1714 г. и вплоть до середины XIX в., Японскими историками зарегистрировано свыше 50 больших крестьянских бунтов. Земля без даровых и послушных рабочих рук обесценивалась. Ускорению кризиса способствовал и тот факт, что развитие международной капиталистической экономики настойчиво требовало открытых торговых ворот в Японию.

Усиления капиталистических основ Японии в 1960-е годы

60-е годы XIX столетия являются исторической датой поворота Японской экономики в сторону усиления капиталистических основ страны. 1868 г. открывает новую страницу в истории Японии. Внутри страны были созданы необходимые условия для промышленного переворота.

В эпоху Токугава произошли также значительные изменения в сфере идеологии, в области философского мировоззрения.

В среде феодального- дворянства во всех его разновидностях общая для всей эпохи рационалистическая тенденция мышления сказалась в двух главнейших направлениях общественной мысли того времени. Одно называлось «китайская наука», под чем понималось конфуцианство, другое — так называемая «национальная наука» — было своеобразной попыткой возродить древний синтоизм - сделав из него богословскую систему, со- своей философией истории и этикой. Борьбой этих двух течений занят почти весь период Токугава, причем первое из них поддерживалось правительством и официальными кругами, второе—оппозиционной частью феодального общества и отчасти городским сословием. Оба мировоззрения были идейным выражением двух различных групп правящего класса. У торговой и ремесленной буржуазии (особенно в Эдо) сложилась своя система, известная под именем «сингаку». Эта система противопоставлялась идеологии самурайства как идеология «третьего сословия».

  • 1 Синтоизм — от Синто (8Ь1п1о)—«путь богов»,— Народная религия Японцев; почитание природы и предков.

Сингаку — мировоззрение эклектическое; его доктрины слагаются из элементов неоконфуцианства, буддизма и синтоизма.

Идеалом человеческих достижений, согласно этому мировоззрению, был «совершенный человек» — понятие чисто конфуцианское, но к которому можно было подойти и синтоистским путем: «чистотой и ясностью своего сердца». При этих условиях, как говорят конфуцианцы, и «отдельный человек будет совершенен, и семья благоустроена, и государство в надлежащем управлении, и вселенная в мире» . Стремление связать доктрину с жизнью и буржуазный характер самой доктрины подчеркиваются, например, интересом к такого рода вопросам, как коммерческая этика. Искусство в эпоху Токугава также получает новые формы и новое содержание. Типичным для токугавской эпохи явился театр Кабуки — театр торговой буржуазии, городских торговцев и ремесленников. Время основания театра Кабуки падает на первые годы XVII столетия. Как театр торговой буржуазии, — пишет Н. И. Кон-рад 3, — Кабуки резко- порывает в своей драматургической тематике и в своих сценических формах с аристократическим театром Но. В репертуаре, наряду с историко-героическими трагедиями, виднейшее место занимают чисто бытовые драмы, причем в тех и других на сцену выводятся представители «третьего сословия».

Торговцы, крестьяне и «народные дружинники» сплошь и рядом оказываются героями не только «мещанских драм (сэвамоно), но и патетических самурайских трагедий (дзидаймоно). Язык приближается к разговорной речи и теряет искусственность изысканной речи Но». Новые идеологические направления нашли свое отражение и в литературе. Главным жанром феодальной литературы была эпопея, содержанием которой служила война. На X — XII вв. падает расцвет классической литературы, теплично-придворной, совершенно чуждой народным массам, выросшей под сильным влиянием китайских образцов.

В период Токугава в литературе проявляются стремление к национальной оригинальности и внимание к современности. Некоторые из писателей этой эпохи были настоящими реалистами. «Вышедшие на широкий простор экономической деятельности купцы и ремесленники.

Конрад, — создают свой сложный быт, который и начинает служить основным материалом литературы. Расцвет реалистической повести (Укийо-дзоси) представлен в творчестве Сайгаку (1642—1693), полностью отразившем все стороны жизни поднимающегося класса: примитивно-чувственную жизнь, профессиональную деятельность, мораль». Писались произведения, изображавшие мещанский быт («Баня», «Парикмахерская»— названия новелл Сикитей Самба); создался сатирический роман, нечто вроде авантюрного романа. Разумеется, и в тематике и в форме в литературе оставалось еще немало пережитков феодальной идеологии.

Новые явления наблюдаются и в изобразительных искусствах.

Развитие живописи в эпоху Токугава представляет картину большого разнообразия. школа Тоса полна еще традиций феодального искусства, школа Кано продолжала итти по пути эклектизма. В школах живописи, которые были тесно связаны с прошлым и отражали идеологию феодализма, замечаются эле-менты упадка: наблюдается чрезмерная изысканность, стремление к преодолению чисто технических трудностей. Искусство становится чопорным, носит церемонный придворный характер. В XVIII в. вырабатывается эклектический стиль, причем живописные приемы художников разных школ «сближаются». Новым для токугавской эпохи явилась отражавшая буржуазную идеологию школа Укийо-е (реалистическая школа). Это демократическое и реалистическое направление брало темы из повседневной жизни, из быта городского ремесленника, торговца, актеров, гейш. Основателем школы Укийо-е был Иваса Матабе (умер в 1650 г.), деятельность и художественное наследие которого были впервые основательно изучены Румпфом (рис. 1, «Новогодний обычай»).

  • Рис. 1. Матабе. Новогодний обычай. XVII в.

Крупнейшими представителями начального периода развития новой школы были Моро-нобу и Ханабуса Иттио. Укийо-е было- хронологически позднейшим из основных художественных направлений в Японской живописи. В. Кон1 различает пять основных стилей в Японской живописи. Эти основные стили следующие: буддийский стиль, стиль Ямато 2, стиль, сложившийся под китайским влиянием, стиль Сидзо (ЗИЦо), стиль Укийо-е, школ же было значительно больше.

  • 1XVIII ат Сойп. 8111апа1увеп а1я ЕтЦЬгипд 11 (Йе ;'арап1вске Ма1еге1. Вег11п, 1908,' стр. 18—19.
  • 2Ямато —- сначала центральная провинция Японии, затем Япония вообще; стиль Ямато—«национальный», Японский.

Например, в стиле Ямато работали школы Касуга, Тоса и Сумийоси.

Наряду с культовой буддийской живописью, с XII—XIII вв. образовывается школа светской живописи Ямато. школа Яма- то, сделавшись официальной школой искусства, в XIII в. приняла название Тоса, по имени провинции Тоса, которой правил и имя которой принял художник Касуга Тсунетака.

Несмотря на значительные отличия различных школ и направлений Японской живописи и изменения самих школ в их историческом развитии, ряд общих стилистических черт является типичным для Японского искусства, как-то: плоскостность, линеальность, отвлеченность, стремление к созерцательному восприятию мира.

Рассмотренные выше предпосылки исторического развития в эпоху Токугава накладывают свой отпечаток на развивающееся искусство гравюры на дереве.

Суб]ектом стиля гравюры, рожденной в феодальный период, является Японская буржуазия. Это не означает, что Японская гравюра была свободна от пережитков феодальной идеологии. Наоборот, эти пережитки резко проявляли себя в творчестве художников гравюры, особенно в период начального ее развития. Но в основном Японская гравюра на дереве, сыгравшая особенно крупную роль в художественном отражении новых черт Японской жизни, была тесно связана с Укийо-е. 

Гравюра школы Укийо-е не пользовалась признанием представителей феодально-аристократических верхов, и справедливым является замечание С. Елисеева, что «Японцу высшего общества она была непонятна и художественно неприемлема; для него это грубый лубок, с низким и недостойным искусства содержанием» Ч Среди широких кругов Японского буржуазного общества она, напротив, пользовалась большим успехом. Ею восхищались и усердно ее собирали и изучали с 60-х годов- XIX в. и в Европе.