Часть третья О библиотеке собирателя произведений искусства.

19 августа 2019

Часть третья О библиотеке собирателя произведений искусства

Как наука вообще, так и рассматриваемая отрасль ее никогда не может быть вполне изучена. По временам возникают вопросы, требующие ответа; сомнения, требующие разрешения. И наука о искусстве графирования и гравюрах не остается в покойном состоянии; каждый день приносит новые открытия, удавшиеся трудолюбивому исследователю. Истинный любитель не может еще считать себя удовлетворенным одним обладанием художественными произведениями; он желает наслаждаться ими с пониманием. К такому пониманию приводят его опыты всех исследователей искусства, действовавших до него и изложивших свои познания в сочинениях. Результаты их исследований должны служить драгоценным достоянием последующих поколений. И наша область, богатое поле гравюрного дела, обладает своей литературой, и притом такою обширной, что человеческой жизни не хватило бы для одного только прочтения всех относящихся сюда исследовательских тудов и сочинений. Решившись в этой части представить для любителя обзор литературы о гравюрах, мы руководствовались намерением дать ему пособие при подробном изучении того или другого отдела нашей науки. Обширное поле, на котором работало столько превосходных и знаменитых исследователей, даст нам материал для поучения и указания на все случаи. Взирая с удивлением на эту богатую художественную литературу, мы должны сознаться, что частному лицу невозможно иметь библиотеки, в которой находились бы все приведенные здесь сочинения. Тем серьезнее становится потребность для публичных учреждений иметь под рукой хоть необходимейшее и важнейшее из богатого литературного cклада. В рассуждении различного материала, содержащегося в сочинениях, мы старались по возможности держаться порядка идей этого сочинения. Допуская, что еще может отыскаться интересное сочинение о гравюрах, здесь не упомянутое, мы надеемся на снисхождение читателей, ввиду большого объема этой работы. Любитель, наверное, сам останется довольным, если ему удастся собственноручно сделать добавления к нашему перечню. С другой стороны, по самостоятельным отделам, как, например, литографии и фотографии, мы намеренно не привели всех известных нам сочинений, так как обе эти области, в сущности, прямо не касаются истинного собирателя гравюр. Мы надеемся, что ни одно сколько-нибудь важное сочинение нами здесь не пропущено. Раздел I

Теоретические сочинения о граверном искусстве

В этом разделе мы перечисляем сочинения, касающиеся существа самого предмета, как то: различных родов гравирования, техники, истории его и других явлений, имеющих целью образовать знатока искусства.