Виды и техники печатной графики, гравюры классификация печатных техник

17 февраля 2020

Современное изобразительное искусство гравюры, создаваемые эстампы отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Основными выразительными средствами графики являются линия, штрих и пятно. Образный язык графики в разнообразии выразительных графических техник и художественных материалов. Выразительные возможности графических материалов.

охватывает широкий спектр приемов и методов, некоторые из которых включают в себя:

  • метафора,
  • сравнение,
  • образность,
  • символизм.

Описание технологических процессов создания гравюры в различных техниках. эстампные техники этимология переходящего германского слова stampjan или франкского stampôn («раздавить, нанести удар»), печатные изображения. Гравюра - вторская печатная графика. Печатное производство - это визуальная художественная форма. Авторская ручная печать - это печать ограниченного количества идентичных или почти идентичных оттисков, которые в каждом отдельном тираже пронумерованы.


О печатной графике

Печатная графика — это авторские художественные произведения, представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге/ткани с печатной формы.

Печатная графика, как способ тиражирования изображений, известна с давних времен, однако наибольшее распространение получила в средневековой Европе с открытием печатного станка и книгопечатания (1445 г.), появлением и производством бумаги. Печатные графические техники обладают целым рядом выразительных достоинств, что делало их популярными среди многих художников прошлого. Все великие время от времени проводили художественные эксперименты с печатью – Пикассо Пабло вырезал многоцветные линогравюры, Анри Поль Гоген экспериментировал с деревом, Альбрехт Дюрер гравировал, а французский импрессионист Эдгар Дега (Edgar Degas) создавал цветные монотипии. С приходом цифровых технологий роль традиционных техник значительно изменилась, но по-прежнему осталась весьма существенной. Подписанный авторский оттиск гравюры имеет совершенно другую ценность в сравнении с распечатанной репродукцией, графический редактор программы никогда не заменит непосредственной работы с красками и бумагой.

В современной классификации печатную графику разделяют на высокую (выпуклая) печать, плоскую печать, глубокую печать и трафаретную печать.


Техника ГравюраГравюра (от фр. gravure - вырезать, создавать рельеф) - вид графического искусства, подразумевающий создание различными способами печатных форм. Существует огромное число гравюрных техник: ксилография, линогравюра, гравюра на картоне, офорт, резцовая гравюра, меццо-тинто, пунктир, сухая игла, акватинта, резерваж, лавис, мягкий лак, карандашная манера.

Техника Ксилография (от греч. силос - дерево) - гравюра на дереве. Китай считается родиной зарождения гравюры в данной технике. Самый ранний из известных образцов ксилографии датируется 868 г. До конца XVII в ксилографию делали на досках продольного распила - обрезная (продольная) гравюра. Для обрезной деревянной гравюры используется липовая, сливовая или грушевая доска продольного распила, рисунок вырезается резцами, стамесками или ножом. В 1780-е годы англичанин Томас Бьюик - Thomas Bewick (1753—1828) предложил использовать торцовую гравюру. Для торцовой гравюры используются доски поперечного распила из твёрдых пород кавказской пальмы (самшита). Изображение вырезается резцами/ штихлями разного типа. После этого доску покрывают специальной краской и выполняют оттиск на бумаге. Количество качественных оттисков с продольных досок в пределах нескольких сотен экземпляров, с торцовой - десятки тысяч экземпляров.

Обучение ксилографии Печать тиража ксилографии, гравюры на дереве Купить подарочный сертификат на Мастер-класс по ксилографии Купить гравюры в технике ксилография

Техника Шелкография, сериграфия (от лат. seri - шелк и греч. grafia - форма, изображение) - вид художественной трафаретной печати. Шелкография может быть авторской и репродукционной. Шелкография зародилась в Китае во времена династии Сун (960-1279). Технология быстро распространилась в соседние с Китаем азиатские страны. В Японии данную технологию, совместив ее с ксилографией и ручным нанесением красок. В Европе шелкография появилась в конце XVIII в, из-за дефицита и дороговизны шелка не получила широкого распространения. Технология начала развиваться только после того, как был изобретен качественный и недорогой заменитель шелка. Из шелковой сетки, натянутой на алюминиевую или деревянную раму изготавливается трафаретная форма для шелкографии - экран. Зоны без рисунка закрываются непроницаемым для красок материалом, в результате чего получается трафарет. Экран накладывают на поверхность, на которую будет наноситься изображение, затем добавляется краска на водной или масляной основе и по поверхности экрана прокатывают специальным инструментом роллером или ракелем. Каждый цвет фиксируется, и оттиск для конкретного цвета производится отдельно только в тех местах, где это требуется. В отличии от других печатных техник получается изображение в незеркальном виде. Данная техника позволяет получить яркие, красочные рельефные изображения. С помощью её печатаются высококачественные репродукции художественных картин.

Купить гравюры в технике Шелкография, сериграфия

Техника Резцовая гравюра, резец - самая древняя разновидность гравюры. Резцовая гравюра появилась благодаря технологии украшения металлических изделий резьбой. Появление этой разновидности гравюры относят к первой половине XV века. С XVII века резцовая гравюра постепенно начала вытесняться разновидностями офортной техники. До конца XIX века прерогативой резцовой гравюры было исполнение географических карт, видов городов (ведут), иллюстраций для научных атласов и изданий, а также репродукций произведений живописи, скульптуры и архитектурных памятников для художественных изданий. В наши дни используется, в частности, для печати американских долларовых купюр. Ровную металлическую пластину тщательно шлифуют, затем наносят контур изображения. Для получения штрихов и линий применяют резцы-штихели различных сечений, срезов и форм, самые тонкие линии наносят иглами. Металлические заусеницы - барбы, остающиеся по краям, аккуратно срезают шабером. Затем изображение заполняют густой краской. С помощью кожаного тампона краска легко счищается и остается только в углубленных местах. Для получения оттисков используют сравнительно толстую, мало проклеенную бумагу: она, будучи влажной, под сильным давлением хорошо вбирает краску из углублений доски. Для оттиска характерна строгая организация линий и четкая моделировка формы, изображение строится при помощи параллельных или образующих косую сетку линий. Такая техника отличается исключительной трудоемкостью и некоторой ограниченностью художественных возможностей.

Техника Офорт (от фр. eau-forte - азотная кислота, буквально - крепкая вода) - разновидность гравюры на металле. Другие названия: травленый штрих, классический офорт, чистый офорт. Материалом для создания печатной формы служит металл: медь, цинк, сталь, железо, латунь. Тщательно отполированную металлическую пластину равномерно покрывают кислотоупорным грунтом, процарапывают рисунок, обнажая металл. Затем пластину с готовым рисунком опускают в азотную кислоту. Протравленные углубления заполняют офортной краской, затем стирают лишнюю краску с поверхности. С помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге. Авторские художественные графические работы выполненные в технике печатной графики офорт или гравюра на металле. Художественные произведения граверного искусства выполненные в офорте. Благодаря различным техникам и их сочетанию (см. раздел: "гравюры в смешанной технике") офорт, как печатная техника обладат невероятно богатым набором выразительных свердств. Офорт является разновидностью или одой из техник гравюры, техника станковой графики глубокой печати позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию художественного изображения, на которых производится травление поверхности кислотами. Механическая гравировка резцом отоносится технике резцовой гравюры. Гравюра с металлических пластин известна с начала XVI века. Изместные мастера и художники Альбрехт Дюрер - Albrecht Dürer, Жак Калло - Jacques Callot, Рембрандт ван Рейн - Rembrandt van Rijn также работали в технике офорта. Традиционное травление (офорт - травлёный штрих) - это процесс с применением разбавленной кислоты (протравы), которая протравливает незащищенные части металлической пластины для создания рисунка на поверхности пластины. Данный метод изготовления гравюр, наряду с механической гравировкой, является техникой старых мастеров и активно применяется для создания авторских художественных произведений в настоящее время. При традиционном чистом травлении металлическая (обычно медная, цинковая или стальная) пластина покрывается кислотоупорным веществом (устойчивым к воздействию кислот) (кислотоупорным лаком). Старые мастера покрывали пластины воском. Также данный метод используется в различных современных технологиях, в частности изготовление печатных плат. Количество оттисков с офортных досок достаточно ограничено. В зависимости от материала пластины можно получить - с цинковой пластины можно отпечатать до 100 оттисков, с медной до 200, со стальной до 300.

Обучение офорту Печать тиража офорта, гравюры на металле Купить подарочный сертификат на Мастер-класс по офорту Купить гравюры в технике офорт

Техника Пунктир (от лат. punctum - точка), пунктирная манера - разновидность офорта. Первые гравюры, созданные пунктиром, встречаются в искусстве Италии и Голландии на рубеже XV-XVI веков. Изображение создается на печатной форме при помощи ударов молоточком по пунсонам, острым стальным штифтам. При сильном ударе получаются более темные участки, при слабом - едва заметный тон. Для получения сплошной зернистой поверхности используют матуары - чеканы в форме булавы - и матировки, или тонировки - пунсоны с несколькими остриями. Зернистую фактуру получают также с помощью травления. Доску покрывают твердым лаком, теми же инструментами лак накалывают, затем травят. Часто оба метода сочетаются на одной доске. Оттиски, выполненные с досок в пунктирной манере, отличаются почти живописной мягкостью светотени, эффектной легкостью и воздушностью изображения. Цветной пунктир замечательно передает нюансы акварельного или пастельного рисунка.

Техника Сухая игла - разновидность офорта, не использующая травление. Первые опыты использования сухой иглы относятся к началу XV века, в качестве самостоятельной техники она получила распространение с начала XIX века. Изображение процарапывается иглой на металле, лишенном грунта, затем заполняется краской и с помощью офортного станка делается оттиск на бумаге. Офорт в технике сухая игла может быть напечатан не более чем в 20 экземплярах.

Техника Травлёный штрих - другое название офорта. Известен с начала XVI века. В технике травлёный штрих работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие. Материалом для создания печатной формы служит металл: медь, цинк, сталь, железо, латунь. Тщательно отполированную металлическую пластину равномерно покрывают кислотоупорным грунтом, процарапывают рисунок, обнажая металл. Затем пластину с готовым рисунком опускают в азотную кислоту. Протравленные углубления заполняют офортной краской, затем стирают лишнюю краску с поверхности. С помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге. Количество оттисков с офортных досок ограничено. С цинковой пластины можно отпечатать до 100 оттисков, с медной до 200, со стальной до 300.

Техника Меццо-тинто (от итал. mezzo - средний, tinto - окрашенный) - разновидность офорта. Технику меццо-тинто изобрел в Амстердаме в 1642 году художник самоучка Людвиг фон Зиген. Это изобретение было связано с желанием воспроизвести в гравюре эффекты струящихся волн золотистого света, присущих живописным полотнам Рембрандта. Наибольшее развитие этот способ гравирования получил в Англии, за что получил название "английская манера". Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений - штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зерненной доске. Полированная поверхность металлической пластины подвергается зернению - покрывается с помощью гранильника мельчайшими углублениями, приобретая шероховатость. На окрашенную или очищенную зазернённую пластину остриём карандаша или иглой наносится рисунок. Те участки, которые должны быть светлыми, выскабливаются или выглаживаются. При этом создается постепенная градация от света к тени и наоборот. Когда указанная работа закончена, на пластину наносят рисунок. Для этого ее избирательно полируют шабером, уменьшая неровности пропорционально оттенку, который должна передавать соответствующая часть гравюры. Чем меньше углубления в результате шлифования, тем меньше краски в них попадает при печатании. Таким образом искусный гравер может передать плавный переход оттенков и сделать гравюру реалистичной, в отличие от схематичной гравюры, выполненной резцом. Гравюры в технике меццо-тинто отличаются глубиной тона, ярко выраженным эффектом контрастности и богатством светотеневых оттенков. Для меццо-тинто необходимо очень тонкое и нежное зернение, печатная форма быстро изнашивается, поэтому эта техника позволяет получить всего лишь 10-15 качественных оттисков.

Техника Акватинта (от итал. aqua - вода, tinta - оттенок) - разновидность офорта. Появление акватинты относят к 60-70-м годам XVIII века. Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок акварелью и это сходство обусловило происхождение названия. Перед травлением на печатную форму наносят кислотоупорную смолу: канифольную, асфальтовую или другого происхождения, затем опускают в азотную кислоту. Для того, чтобы получить богатство фактурных и тональных нюансов, некоторые художники доводили число травлений более чем до двадцати этапов. Протравленные углубления затем заполняют офортной краской и с помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге. Мастера акватинты постоянно экспериментируют, вводя новые способы и дополнительные приёмы обработки печатной формы, используя наждачную бумагу, соль, сахарный песок и т.д.

Техника Лавис (от фр. lavis - размывка) - разновидность акватинты. Известна с 1780-х годов. Рисунок наносится приемом иглового офорта. Тональность получают путем травления кислотой, которую наносят на доску кистью. Границы тонового пятна резко очерчены. Оттиск лависа напоминает работы, исполненные акварельными красками. Лавис по своим внешним изобразительным характеристикам очень приближен к акватинте, но отличается от нее акварельностью тонового пятна, мягкостью и размытостью очертаний. Так же как и акватинту, лавис применяют в сочетании с другими манерами офорта, например, с сухой иглой. Техника позволяет получить с одной доски не более 30 качественных отпечатков.

Техника Резерваж (от фр. réservage) - разновидность офорта. Резерваж впервые появился во Франции во второй половине XIX века. Чернилами, гуашью или тушью с добавлением сахара наносится рисунок пером или кистью на гладкую поверхность металла. Затем печатная форма покрывается кислотоупорным грунтом и опускается в воду. Разбухая, чернила приподнимают лежащие над ними частицы грунта, которые легко снимаются, обнажая металл. Затем печатную форму опускают в азотную кислоту и с помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге. Получается гравюра, напоминающая набросок пером или рисунок кистью.

Техника Карандашная манера - разновидность пунктирной манеры углублённой гравюры на металле, имитирующая рисунок карандашом, углем, сангиной или пастелью. Является комбинированной техникой - наполовину офортной, наполовину резцовой. Была создана исключительно для воспроизведения рисунков и как самостоятельная манера не получила широкого распространения. Зародилась во Франции в середине XVIII века. Гравируется по офортному лаку рулетками различных видов (ручки с зубчатыми колесиками) и митуаром (пестик с насаженными зубцами). После травления кислотой линии усиливаются штихелем, иглой и рулетками прямо на печатной форме. Обычно в карандашной манере воспроизводят рисунки карандашом, пастелью, сангиной, углем. Иногда в этой технике изготавливают графюры механическим способом без применения травления и грунта. Карандашная манера нередко использовалась в сочетании с пунктирной техникой.

Техника Мягкий лак - разновидность техники офорта. На печатную форму наносят кислотоупорный слой мягкого лака, затем осторожно накладывают лист тонкой бумаги. После чего на бумагу карандашом наносится рисунок. Карандаш продавливает бумагу, и та в свою очередь прилипает к мягкому лаку. Когда бумагу снимают, она срывает лак с печатной формы и обнажает металл. Затем печатную форму опускают в азотную кислоту и с помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге.

Техника Линогравюра - гравюра на линолеуме. Появилась на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолеума. Для линогравюры используется специально подготовленный линолеум, изображение вырезается резцами разной величины. Затем его покрывают валиком специальной краской и выполняют оттиск на бумаге. Лаконизм художественного языка; резкие контрасты черного и белого; сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала; возможность работать быстро; использовать большой размер листа; цветную печать и высокая тиражность привлекли к ней много мастеров печатной графики. Благодаря сравнительной простоте исполнения и большой тиражности, линогравюра стала доступна широкому кругу зрителей. Данная техника относится к старейшему способу печати — высокой печати. Предшественником линогравюры в высокой печати являлась ксилография или гравюра по дереву.

Обучение линогравюре Печать тиража линогравюры, гравюры на линолеуме Купить подарочный сертификат на Мастер-класс по линогравюре Купить линогравюры, гравюры на линолеуме С развитием промышленности, на замену дереву пришел линолеум, в начале 20 века техника становится популярной. Возник новый вид гравюры, который сохранил выразительные свойства и технику исполнения. Работы, выполненные в линогравюре лаконичны, содержат контраст, четкий штрих, есть возможность создания цветных оттисков. Вырезанные части линолеума остаются белыми, а фон окрашивается цветом нанесенной краски.

Изображение вырезается на плоскости линолеума или иной, схожей по своим свойствам, полимерной основе штихелями различных размеров и сечений, далее валиком наносится типографская краска и оттиск отпечатывается на бумаге. Данная техника пользуются большой популярностью в работе современных творческих специальностей: дизайнеры, иллюстраторы и художники.


Техника Гравюра на картоне - в качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности. Штрихи на картоне прорезаются иглой или ножом, тоновые плоскости достигаются разрыхлением поверхности картона либо при помощи аппликации. Художественные возможности гравюры на картоне весьма ограничены, поэтому она не получила широкого распространения среди профессиональных художников. Обучение гравюре на картоне Печать тиража гравюры на картоне Купить подарочный сертификат на Мастер-класс гравюре на картоне

Техника Литография, автолитография (от греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - способ печати, при котором краска под давлением печатного станка переносится с литографского камня на лист бумаги. Технику печати "Литографию" ошибочно причисляют к гравюре, она была изобретена в 1798 г Иоганном Алоизием Зенефельдером в Германии окрестностях Мюнхена. Печатной формой в литографии служит гладкая (для воспроизведения перьвой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую наносится изображение жирной тушью (кистью или пером) или жирным литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на специальной литографской бумаге — корнпапире. Вслед за травлением камня кислотой, воздействующей на непокрытую жиром поверхность, рисунок смывают; взамен наносится типографская краска, которая пристает лишь к непротравленным частицам камня. Процесс создания литографии происходит следующим образом: на литографском камне (кусок плотного известняка отшлифованного до гладкого состояния) рисуется изображение, затем поверхность камня протравливают смесью, содержащей азотную кислоту, воздействующей на не покрытую рисунком поверхность. Валиком на увлажненный камень наносится краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня (рисунку), затем посредством литографского станка выполняют оттиск на листе бумаги. В XIX в. техника широко применялась для воспроизведения художественных картин, исполнения черно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых поэтапно с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, художественных плакатов и другой художественной продукции.

Обучение литографии Обучение рисунку на литограском камне Печать тиража литографии Купить подарочный сертификат на Мастер-класс по литографии Купить литографии

Техника Хромолитография (от греч. chroma - цвет и литография) - цветная литография. В 1833 году московский художник К.Л. Тромонин ввел цветную литографскую печать, которая получила название хромолитография. В цветной литографии для каждой краски используется отдельный камень, печать производится последовательно каждым цветом. Для достижения высококачественных цветных изображений иногда применяли до 30 литографских камней. Со временем камень заменили на металл, стали использовать пластины выполненые из стали и аллюминия.

Техника Монотипия (от греч. monos - один и tupos - отпечаток) - вид печатной графики, граыическая техника сочетающая в себе живописные качества и эстамп. Монотипию изобрел Джованни Бенедетто Кастильоне - Giovanni Benedetto Castiglione художник и гравер итальянского происхожения. На идеально гладкую поверхность печатной формы (стекло, оргстекло, пластик, металлическая пластина) наносится рисунок от руки красками, оттиск затем снимается увлажненной бумагой на печатном станке или вручную. Полученный на бумаге оттиск выполенный в данной технике неповторим и уникален, ввиду того, что в этой технике можно напечатать только один экземпляр. Графическая техника монотипия относится к нетиражным печатным техникам.

Обучение монотипии Печать тиража кмонотипии Купить подарочный сертификат на Мастер-класс по монотипии Купить работ в технике монотипия

Техника Гелиография - применение фотографии к непосредственному получению изображений на литографском камне или стальной дощечке, затем посредством литографского станка выполняют оттиск на бумаге.