Литография, авторская, печатная форма

19 мая 2011

Авторская печатная форма — созданная автором-художником печатная форма (эстамп, офорт, линогравюра, автолитография и пр.),

Происходит от сочетания двух греческих слов auto - сам, litho - камeнь и grafo - пишу) - применяемая для печатания художественных работ. В данной статье поговорим о печатной технике литография второе название (автолитография):

Львиный мост в Петрограде Автолитографией называют вид литографии, при которой печатную форму создает сам автор художественного произведения, а не работники полиграфической фирмы. Как известно, литография, это такой способ плоской печати, при котором различные элементы печатной формы имеют возможность принимать или отталкивать типографскую краску.

Автолитография пришла на смену гравюре по дереву или мягкому металлу. Недостатком гравюрного способа изготовления печатной формы была большая трудоемкость процесса и длительное время производства каждой формы. Кроме того, специфика изготовления гравюры не позволяла в точности воспроизводить художественные изображения.

Открытие химических свойств камня дало типографиям новый инструмент создания печатных форма – автолитографию. В ее процессе созданное при помощи специальных чернил изображение переносится на поверхность камня. Затем камень обрабатывается химическим раствором. После этого он может служить печатной формой для оттиска копий изображений.

В процессе развития полиграфии был изобретен способ создания многоцветного литографического изображения. В современных печатных машинах вместо камня используют металлические печатные формы, способные производить десятки тысяч оттисков в час.

Несмотря на развитие промышленной литографии, авторская литография вовсе не ушла в небытие. Художники до сих пор запечатлевают свои творения на камне и уже с его помощью производят оттиски на литографском станке.

Под литографией понимают:

  • вид тиражной графики, основанный на технике плоской печати;
  • способ плоской печати;
  • произведение искусства, выполненное техникой плоской печати.

Возникновение литографии.

Литография (от греческих «lithos» — камень и «grapho» — пишу, рисую) была создана в 1798 году Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.

Создание исходного изображения.

Исторически художник создавал литографию, рисуя на зернистой поверхности специального литографского камня жирным литографским карандашом. Впоследствии литографский камень практически повсеместно был заменен на металлические пластины из-за большей легкости обработки. Для передачи полутонов используется отмывка жирной литографской тушью. Также для создания исходного изображения может использоваться специальная литографская бумага — корнпапир, с которой рисунок уже передавливается на подготовленный литографский камень или пластину. После создания изображения камень протравливается водным раствором клея (гуммиарабик, декстрин, крахмал) с 1-3% кислотой (азотная, фосфорная), воздействующего на не покрытую жиром поверхность.

Печать изображения

Литографский камень или пластина закрепляются в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком наносится на увлажненный камень печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т.н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

Различные техники подготовки изображения и печати.

Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой. Как правило, художник выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер. Иногда сам художник выполняет всю цепочку производства литографии — от шлифования камня смесью песка и воды до конечного этапа печати. В таком случае сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название — «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами — по той причине, что природные камни очень тяжелы.

Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.