Одной из техник печатной графики является «Высокая печать». «Высокая печать» - это печать графических изображений (также типографская печать) в полиграфии — это технология и способ печати, отличающийся от плоской печати и глубокой печати тем, что печатающие элементы на форме расположены выше пробельных, так что при печати пробельные элементы бумаги не касаются.

История высокой печати

Принцип высокой печати находится в употреблении более 1000 лет. Исторически он, по-видимому, первым получил распространение в качестве технологии тиражирования изображений. Именно его, например, использовал немецкий первопечатник, первый типограф Европы Иоганн Гутенберг (Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg), и тот же принцип лежит в основе конторской печати (timbre de bureau) или штампа (Rubber stamp).

Технология высокой печати

На печатной форме высокой печати печатные элементы расположены выше пробельных. Краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов. При соприкосновении с бумагой, для полного перехода краски, необходимо давление. До изобретения печатных машин для этой цели использовали пресс. Для воспроизведения текста и штриховых изображений, состоящих из отдельных штрихов и линий, изготовить печатную форму даже на доске несложно, так как все печатные элементы находятся на одном уровне. На них легко нанести краску специальным тампоном или раскатным валиком, положить бумагу и прижать её для перехода краски.

Виды высокой печати, технологии печати

В полиграфической промышленности к видам высокой печати относят следующие технологии:

  • типографский набор или типографская печать (высокая, книжная печать) (для штриховых изображений),
  • ксилография (ксилографические оттиски на бумаге - цветная и черно-белая ксилография)
  • линогравюра (линографические оттиски на бумаге - цветная и черно-белая ксилография)
  • растровые (автотипные) клише (для печати растровых изображений)
  • стереотип

Разница между этими технологиями высокой печати заключается как в печатных формах (формы высокой печати изготавливаются, в частности, на базе линотипного и монотипного видов набора из достаточно твердого гартового сплава или по современной технологии из вымывных фотополимеров), так и в процессе печати.

В художественном творчестве - изобразительном искусстве данная концепция реализована в художественных техниках печати: линогравюре, гравюре на дереве (ксилография) и т. п.

Достоинства высокой печати

Относительная аростота печатного процесса, лёгкость изготовления печатной формы надолго сделали высокий способ печати доминирующим. Чёткие начертания букв, ровные штрихи и контуры оттисков высокой печати до сих пор трудно достижимы другими способами печати.

Такой значительный удельный вес высокой печати обусловлен её универсальными репродукционными возможностями при воспроизведении оригиналов самого различного характера:

  • текстовых,
  • иллюстрационных,
  • смешанных,
  • однокрасочных и многокрасочных.

Оттиски характеризуются большой чёткостью, резкостью, насыщенностью тона и цвета. Положительная особенность этого способа — стабильность качества изображения во всем тираже, которая обусловлена отсутствием таких нестабильных процессов, как увлажнение печатных форм (в плоской офсетной печати) или удаление краски с пробельных элементов форм (при глубокой печати).

Поверхность печатных форм высокой печати из фотополимеров химически нейтральна и может воспринимать любой раствор. Следовательно, эти формы могут быть использованы для печати с применением красок как на масляной основе, так и на базе водных и спиртовых растворителей (флексография).

Верным признаком высокой печати является неравномерность распределения краски («выдавливание») на площади печатающего элемента.

Недостатки высокой печати

Однако в высокой печати долгое время использовали тяжелые наборные металлические печатные формы из гартового сплава, содержащего вредный для здоровья и экологически опасный свинец. Это, вместе с характерными недостатками высокой печати (низкая разрешающая способность, перетискивание на обратную сторону и прочими), привело к резкому уменьшению доли высокой печати, особенно после появления офсетных форм на алюминиевой основе.

По состоянию на 1989 год, общий объём высокой печати в СССР доминировал. В последние десятилетия высокая печать утратила доминирующее положение в выпуске большинства видов издательской продукции, но до сих пор используется для тиражирования однокрасочных газет, книг, а также в упаковке (например, печать самоклеящихся этикеток и гибкой упаковки).

Модернизация высокой печати

Важным стимулом для развития и поддержания конкурентоспособности высокой печати явилось внедрение гибких полноформатных печатных форм из фотополимеров с малой (0,4—0,7 мм) глубиной пробельных элементов. Существенные изменения в технологию высокой печати внесли фотополимерные печатные формы в сочетании с повышением жесткости конструкций печатных машин и применением синтетических декелей из армированных материалов на пористой волокнистой основе. Они позволили значительно повысить эффективность работы за счет уменьшения затрат времени на подготовку к печатанию.

Печатание марок

В прошлом технология высокой (типографской) печати широко применялась и была одним из основных способов при производстве почтовых марок. Однако впоследствии она стала всё более вытесняться другими видами печати. Объясняется это тем, что способ высокой печати более трудоёмок и предъявляет более высокие требования к свойствам используемой бумаги, включая лоск, мелованный слой, впитываемость и др.

Характерным признаком почтовых марок, изготовленных посредством высокой печати, является присутствие рельефных следов давления (натиска) на оборотной стороне марок, каковые отсутствуют в случае использования плоской печати или глубокой печати.