Крюков канал
- Обзор
- Характеристики
- Отзывы (0)
На цветной гравюре изображена набережная Крюкова канала с видом на колокольню собора.
Никольский морской собор
один из религиозных сооружений
церквей и соборов Санкт-Петербурга.
Никольский морской собор, Санкт-Петербург (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота, полковой храм — Гвардейского экипажа.
Собор один из ярчайших памятников елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Находится в Санкт-Петербурге на Никольской площади. Собор повлиял на топонимику города: дал своё имя площади, переулку, рынку и Старо- и Ново-Никольскому мостам, а также прежнему названию улицы Глинки. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа.
История Никольского морского собора в Санкт-Петербурге
Прилегающая территория была застроена одноэтажными казармами. В них жили служители Военно-морского ведомства. Об этом говорят названия Канонерской улицы и Канонерского переулка («канонир» или «канонер» — значит «пушкарь»). До нашего времени сохранились каменные постройки Никольского рынка, возведенные в 1788—1789 годах. Выбор места строительства собора кроме наличия свободного участка в южной части Полкового двора, определялся и близостью водных путей — Фонтанки , Екатерининского канала и Крюкова канала.
В 1752 году президент Адмиралтейств-коллегии князь Михаил Голицын подал на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение о возведении на средства морского ведомства и пожертвования нового собора «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского».
Строился как «морская полковая церковь» в период с 1753 по 1762 года на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Собор вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755—1758 годах. Крестообразное в плане здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.
Нижняя трёхпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь — во имя Богоявления Господня. В них сохранились резные иконостасы XVIII века, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным. Образа написали братья Колокольниковы: Федот в верхней, Мина в нижней церкви.
С. К. Зарянко Внутренний вид морского Никольского собора в Петербурге. 1843
А. Корзухин. «Перед исповедью» (1877). Изображен интерьер Никольского морского собора в Санкт-Петербурге.
Вид на Никольский морской собор, фотолитография 1890-х годов Вид на Никольский морской собор, фотография 2013 года Престол верхней церкви был освящен 20 июля 1762 года в присутствии императрицы Екатерины II, которая повелела именовать новопостроенную церковь собором; в нём отмечались победы российского флота. Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей — находится в нижнем храме. В саду перед храмом, в 1908 году был воздвигнут Цусимский обелиск в память о погибшем в Цусимском сражении экипаже броненосца «Император Александр III». Памятник создан по эскизу полковника князя М. С. Путятина. При соборе с 1870 года действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней. После Октябрьской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941—1999 годах был кафедральным. В помещении, устроенном на хорах собора, жили митрополиты Ленинградские Алексий (Симанский) (с начала 1941 года, включая период блокады Ленинграда) и Григорий (Чуков) (до ноября 1950 года). 10 марта 1966 года в нижней церкви собора было совершено отпевание А. А. Ахматовой
Современность
В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня, а 19 апреля 2008 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил чин освящения верхнего храма, Богоявленской церкви. В храм были возвращены святыни — иконы письма живописцев Колокольниковых и рака с частицами мощей святых многих веков, начиная с первых христианских мучеников.
В верхнем храме установлены мемориальные доски экипажам атомной подводной лодки «Комсомолец» и других затонувших советских подводных лодок. В дни памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года в соборе совершается поминовение моряков атомной подводной лодки «Курск».
Посвящения престолов
- Верхний храм — Богоявления Господня;
- Нижний храм:
- главный придел — святителя Николая Чудотворца,
- северный — святителя Димитрия Ростовского и святителя Феодосия Черниговского
- южный — Усекновения главы Иоанна Предтечи.
- Штаб Октября. Смольный.
- Аврора.
- Триумфальная Арка главного штаба.
- Октябрь. Дворцовая площадь.
- Площадь Ленина.
- Музей революции.
- Медный всадник. Невское утро.
- Петропавловская крепость. Морозное утро.
- Ледоход на Неве. Стрелка Васильевского острова.
- Летний дворец Петра I.
- Летний Сад.
- Крюков канал.
- Старо-Калининский мост.
- Пискаревское мемориальное кладбище.
- Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.
- Площадь Стачек.
- Город-порт. Памятник Крузенштерну.
- Морской вокзал.
- У кинотеатра «Прометей».
- Праздничный Невский.
На сайте theartshop.ru можно ознакомиться с другими творческими художественными работами художника-графика
Сердюкова Николая Владимировича в категориях :
Гравюры,
Живопись,
Графика и
Рисунки, эскизы.
Интересуетесь печатной графикой? Запишитесь на мастер-класс печатной графики.
Авторская оригинальная цветная гравюра на дереве Крюков канал (торцовая гравюра) - это прекрасный представительский подарок для тех, кто любит Советский Ленинград и современный Санкт-Петербург, интересуется историей и культурой города, архитектурой, памятниками. Кому близка романтика и неповторимый колорит Советской эпохи и парадного Санкт-Петербурга.
Ленинград «ксилография Крюков канал», гравюра на дереве 1984 года
Серия гравюр «Ленинград» возвращает нас в недавние советские времена, напоминает о знакомых местах, о молодости, былых надеждах и былой любви. Ленинград - один из крупнейших мировых центров науки, промышленности, культуры, искусства. Исторически юный, он, тем не менее, - один из самых красивых городов мира. Архитектурное чудо, творение многих поколений талантливейших зодчих, живописцев, скульпторов, он живет, растет, гармонично развивается и в наши дни и, как прежде, властно приковывает к себе внимание художников.
Свой вклад в эту художественную летопись внесли и продолжают вносить многие советские мастера искусства - и в их числе графики Владимир Иванович и Николай Владимирович Сердюковы. Именно их работы - цветные гравюры на дереве (ксилографии) - и входят в альбом, который Вам предлагается.
Гравюры, составляющие альбом, несомненно, высокохудожественны каждая в отдельности, хотя и неравноценны. Но их значимость становится еще выше, когда рассматриваешь листы альбома в комплексе, где каждая гравюра является одной из частей большой и целостной ксилографической сюиты. В этой сюите есть своя строгая и логичная построенность, композиционная закономерность, которая позволяет увидеть образ Ленинграда раскрывающимся как бы во времени и пространстве, во всем богатстве его объемно-пластической и цветовой характеристики.
Работая над альбомом как над единым целым, авторы - а каждый из них имеет свою индивидуальность, свой творческий почерк - сумели так соединить свои усилия, что добились приведения почти всех гравюр к стилистическому единству. Только очень изощренный глаз заметит, что в отдельных листах характер штриха, характер трактовки формы (деревья, волны, облака) чуть отличается от других. Это - естественное, более того, драгоценное качество, которое неповторимо, как голос, как интонация. Но согласование, гармонизация этих голосов - безусловная заслуга ведущего автора Владимира Ивановича Сердюкова, художника тонкого, многоопытного, бесконечно требовательного к себе и другим.
Необычнайно тонкая и технически сложная работа советских и российских художников-граверов, мастеров ксилографии и книжной графики: Сердюкова Владимира Ивановича и Сердюкова Николая Владимировича.
Авторская «гравюра на дереве Крюков канал» поражает мастерством, подбором цвета и глубиной подачи сюжета в жанре "городской пейзаж". Одна из графических работ серии: «Ленинград» созданных в 1980-1985 годах в Санкт-Петербурге.
Список ксилографий вошедших в альбом «Ленинград»
Гравюры напечатаны вручную в несколько цветов типографской краской на белой бумаге. Альбом «Ленинград» состоит из двадцати цветных ксилографий, список работ:
Цветная «ксилография Крюков канал», высокая печать, гравюра на дереве
В серии гравюр изображены городские пейзажи Ленинграда 1980-х годов.тип, способ печати (цветность) | цветная ксилография (гравюра на дереве) |
Подлинность художественной работы | Оригинальная художественная работа |
из серии, альбома | «Ленинград. 20 гравюр на дереве В. И. и Н. В. Сердюковых» |
формат (форма композиции) | прямоугольник вертикальный |
время суток | утро, день, вечер |
автор (оригинала/подлинника работы) | Сердюков Николай Владимирович. |
цветность | Цветная |
тип, способ печати (техника изображения) | ксилография (гравюра на дереве) |
жанр | городской пейзаж |
Высота х ширина (изобразительного поля/картины) | 23.5 × 19 см |
формат (расположение работы) | вертикальная работа |
сезон года | весна, лето, осень |
погодные условия | пасмурно, ветер |