Исаакиевский собор самый значительный архитектурный памятник Санкт-Петербурга

19 августа 2019

Недалеко от Невы, в центре Ленинграда, находится Исаакиевский собор — один из самых значительных архитектурных памятников нашего города. С какой бы стороны вы не приближались к городу, отовсюду, над еще неясной его громадой, вы видите сверкающий золоченый купол собора, вознесенный на высоту 101,5 метров. Вместе со знаменитым корабликом Адмиралтейской иглы и шпилем Петропавловской крепости он является своеобразным символом Ленинграда.

Авторские гравюры: Исаакиевский собор и Исаакиевская площадь

Авторские гравюры с видами Исаакиевского собора и Исаакиевской площади:

Исаакиевский собор проект архитектора Огюста Рикара Монферрана

Исаакиевский собор возводился по проекту архитектора Огюста Рикара Монферрана с 1818 по 1858 год. Он строился в честь Петра I и, поскольку день рождения российского императора совпадал с днем празднования памяти легендарного византийского монаха Исаакия Далматского, был назван Исаакиевским.

Лучшие специалисты России — инженеры, архитекторы, художники, скульпторы и тысячи рабочих-строителей трудились над созданием собора, ставшего памятником труду и таланту русского народа. Сорокалетние работы по его сооружению ознаменовали целый период в истории русской строительной техники. Здание весом в 300 тысяч тонн имеет мощный фундамент высотой в 7,5 м, под который было забито около 24 тысяч сосновых свай. Грандиозны гранитные колонны портиков, окружающих собор с четырех сторон. При помощи специальной системы лесов и кабестанов колонна высотой в 17 метров и весом 114 тоннн поднималась и устанавливалась на место за 40 45 минут. Интересным техническим новшеством был купол собора, являющийся одним из первых металлических куполов в Европе.

Здание ценно и в художественном отношении. В его облике большую роль играют различные виды монументально-декоративного искусства, представленные в тесном синтезе с архитектурой. Наружная скульптура создана известными русскими скульпторами XIX века: И. П. Витали, П. К. Клодтом, А. В. Логановским. Пластическое оформление интерьера осуществлено скульпторами Н. С. Пименовым и И. П. Витали.

Декоративное убранство Исаакиевского собора отличается богатством и разнообразием материалов - 43 вида различных минералов, примененных в его отделке, позволяют считать собор своеобразным музеем цветного и облицовочного камня.

Собор можно назвать и музеем русской монументальной живописи XIX века, так как он обладает единственным в своем роде собранием произведений, выполненных выдающимися русскими художниками прошлого столетия: К. П. Брюлловым, Ф. А. Бруни, П. В. Басиным, В. К. Шебуевым и другими. 150 росписей, украшающих своды и стены, дополняются крупнейшей по объему выполненных работ коллекцией мозаик XIX — начала XX века.

В 1931 году Исаакиевский собор был превращен в музей-памятник, заботливо охраняемый государством. С 1945 по 1963 год в соборе, пострадавшем во время Великой Отечественной войны, проведены большие реставрационные работы. Художественное убранство этого замечательного памятника архитектуры воссоздано теперь во всем его великолепии.

Исаакиевская площадь, расположенная в самом центре Санкт-Петербурга (Адмиралтейский район).

С севера ограничена Адмиралтейским проспектом, с юга — Мариинским дворцом. Наряду с Дворцовой и Сенатской площадями, Исаакиевскую традиционно относят к архитектурному ансамблю центральных площадей города. Из-за размещения в Мариинском дворце Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Исаакиевская площадь считается главной административной. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия.

Площадь обладает большим культурно-историческим значением — здесь расположено множество памятников истории и архитектуры XIX—XX веков, в том числе Исаакиевский собор,