информация и подписи на гравюре
Профессиональным художникам а также ценителям и собирателям гравюр необходимо уметь разбираться в информации которую несет в себе оттиск гравюры - признаки технологии изготовления доски.
гравюра на металле, так как многое из того, что нужно сказать о них, относится и к другим видам гравюры.
Самое первое, что мы видим, рассматривая лист гравюры, это прямоугольник, в котором находится изображение (в редких случаях могут быть и другие формы: круглые, овальные, многоугольные). Изображение может иметь обрамление, чаще всего линейное, но иногда и орнаментальное, аллегорическое или какое-либо другое. Изображение окружено вдавленностью от доски, металлической пластины. В старых гравюрах оно доходило большей частью до самого края доски. В 19 в. предпочитали помещать изображение в середине доски, оставляя довольно широкие поля. За пределами доски также оставались поля. Поля в прежнее время, как правило, обрезали до натиска доски, а иногда и до самого изображения. Делали это и потому, что поля изнашивались, и потому, что того требовали вкусы собирателей. Вообще старый оттиск с полями - вещь чрезвычайно редкая и очень высоко ценится собирателями и коллекционерами печатной графики. Следующее, на что мы обращаем внимание, - это наличие на листе разных награвированных надписей. Часть надписей относится к авторству гравюры и состоит из фамилии и сокращений слов, указывающих на участие в создании гравюры. Слова эти обычно на латинском языке, но иногда и на языке той страны, где издана гравюра. Поэтому для атрибуции гравюры надо прежде всего знать значения этих слов и их сокращений.Обозначения граверов на гравюрных досках:
- fecit, fec, f — гравировал, делал
- sculpsit, sculp, sc — вырезал
- incidit, inc, in — вырезал
- grave, grav, gr — гравировал (франц., нем., англ.)
- sticheln, stich, st — вырезал (нем.)
Обозначения авторов произведения, рисунка, с которого сделана гравюра:
- pinxit, pinx, pin — писал красками
- inventor, inv, in — изобретатель, изобрел
- delineavit, delin, del — рисовал
Обозначения издателей:
- excudit, exc, ex — издал, изготовил, выпустил
- direxit, dir — выпустил издание, руководил-изданием
- formis, form — издатель
Обозначения печатников, владельцев печатных мастерских:
- impessit, imp — исполнил, выполнил
- imprimeur, imp — печатник
Кроме этих обозначений, рядом с фамилией могут быть такие слова и обозначения:
- anno — по, после (итал.)
- d'apres — после (франц.)
- bis — повторил (франц.)
Указания на привилегии:
- Cum Priv. Sac. Coes Maj, C.P.S.C.Maj, CPSCM
- Cum Gratia Privil. Sac. Coes Maj
- Cum Privil. Regis
- Lues Privilege du Roi
Иногда одно и то же лицо соединяет в себе две какие-либо функции. В таких случаях следует иметь в виду, что вместо «fee et exc» может быть обозначено только «ехс» или вместо «inuent et fec» - только «in», т.е. в некоторых, очень редких случаях гравер счел более существенным указать, что он издатель или что он автор композиции, и пренебрег ролью гравера. Но чаще всего отсутствие имени гравера означает, что гравюра награвирована малозначительным, с точки зрения издателя, мастером, имя которого он счел необязательным упоминать.
Иногда вместо прямого указания фамилии может быть награвирована монограмма или условный значок автора. Рядом с именем автора или монограммой может быть указан год изготовления гравюры.
Часто вопрос атрибуции усложняется тем, что вместо фамилии указывается прозвище, псевдоним, одно имя без фамилии или сокращение имени автора.
Для определения фамилий авторов по монограммам или другим зашифрованным обозначениям существуют специальные словари и справочники.
Кроме надписей, указывающих авторов или издателей гравюры, на листе могут быть и другие награвированные тексты. Это прежде всего название и так называемая легенда, т.е. текст, поясняющий содержание изображения. Иногда бывает посвящение какому-нибудь влиятельному лицу с перечислением его титулов и с изображением его герба. Если гравюра входила в серию, то лист помечен номером. В гравюрах на дереве такого рода надписи встречаются реже. Авторство чаще обозначается монограммой. С середины 16 века стали появляться монограммы резчиков, причем в этом случае при монограмме изображался маленький ножичек - основной инструмент
того времени. На обороте старых обрезных гравюр на дереве почти всегда находится наборный текст, так как большинство того времени были вырезаны из старых книг. По этому наборному тексту можно судить о том, что это была за книга и в какое примерно время она издана. Что же касается литографий, то приведенные выше обозначения авторства часто употреблялись иначе. Так, обозначение «del», «delin» (delineavit), переводимые как «рисовал», в литографий относятся к художнику, рисовавшему на камне. Кроме того, автор литографий может быть обозначен надписью «Lith. de ...» (литографировал такой-то) или «Dessine sur pierre par ...» (рисовал на камне такой-то). Иногда эта надпись выражалась сокращением «dis» (рисовал). Сокращение «Lit ...» или «Imp. Lith. de ...» относилось к владельцу литографской мастерской, хотя в некоторых случаях это могло обозначать одновременно и автора литографий, и владельца мастерской. Большое значение при анализе листа гравюры имеет бумага, на которой она напечатана. По бумаге можно определить время издания листа. Если рассматривать бумагу на просвет, то мы увидим следы сетки, на которой бумага просушивалась. Иногда можно увидеть какое-нибудь изображение, дату или буквы - так называемый водяной знак, или филигрань, которая является знаком фирмы, изготовившей бумагу. По этому водяному знаку можно установить, где и когда была изготовлена бумага, на которой напечатан данный лист, что имеет немаловажное значение для атрибуции гравюры. Существуют специальные справочники, в которых приведены рисунки филиграней и сеток. Может быть бумага и без каких-либо следов сетки, чаще всего это говорит о том, что мы имеем дело с поздней эстампной бумагой. Начиная с конца 18 в. при печатании гравюр на металле часто на доску, на само изображение, накладывали тонкий лист японской бумаги, смазанный с обратной стороны клеем, и уже его покрывали толстой эстампной бумагой. При давлении в станке тонкая бумага принимала на себя изображение и одновременно приклеивалась к эстампной бумаге, служившей как бы паспарту. Кроме гравированных надписей, на гравюре бывают надписи карандашом или чернилами, обычно на обороте листа. Это могут быть заметки прежних собирателей или атрибуция. Встречаются надписи типа: В.32, Pas. 12, And.8, Ров. 5. - обычно после фамилии автора. Эти обозначения указывают на номер, под которым гравюра числится в перечне работ мастера в одном из известных справочников: Bartsch'a, Passavant'a, Andersen'а, Ровинского. Такие записи всегда представляют большой интерес. Ко всем этим сведениям надо относиться с осторожностью и проверять их, так как бывает, что предыдущий владелец выдает желаемое за действительное или просто ошибся. На листе попадается владельческий штамп или автограф владельца собрания, в которое входил лист. Если гравюра из известного собрания, то она приобретает дополнительную ценность, так как это является как бы гарантией ценности оттиска. Кроме того, всегда интересна история листа. В этом отношении важны и торговые штампы, и пометки, встречающиеся на оборотной стороне гравюры. В собирательской практике принято считать лучшими оттиски, отпечатанные в . Хотя это положение небезусловно и бывает, что самые ранние оттиски хуже более поздних, тем не менее первые ценятся выше.Последовательность оттисков в процессе тиражирования
Последовательность оттисков определяется по изменениям на доске в процессе ее создания и тиражирования, т.е. по различным состояниям гравюры.
Рассмотрим все возможные состояния оттисков в их временном порядке.
- Пробные оттиски, сделанные в процессе работы гравера над гравюрой. Они особенно интересны потому, что дают представление о творческом процессе.
- Оттиски, напечатанные до того, как были награвированы подписи создавших гравюру. Такие листы называются «до подписи».
- Оттиски, напечатанные до того, как гравюра была снабжена текстом или номером. Называются они «до текста» и «до номера».
- Оттиск со всеми подписями, но до тиража, т.е. на нем не указан издатель. Такой оттиск называется «до адреса».
- Тиражный оттиск с указанием издателя и всех надписей, с которыми данная гравюра должна была быть выпущена.
- В процессе издания могут быть внесены гравером какие-либо изменения. Эти оттиски называются по порядку изменений «1-е состояние», «2-е состояние» и т.д.
- Последующие переиздания гравюры, которые обычно сопровождаются изменением имени издателя. Таких переизданий может быть несколько. По именам издателей можно определить время издания. Оттиски называются по порядку изданий v«2-е издание», «3-е издание» и т.д.
- После большого числа изданий доска изнашивается, и оттиски с нее получаются плохого качества. Такие листы можно узнать по серому общему тону. Тонкие штрихи в них чуть окрашивают бумагу, некоторые линии неестественно выделяются, особенно характерен резкий переход от темных тонов к светлым, так как полутона обычно гравировались иглой и поэтому быстрее изнашивались.
- Если потребность в этой гравюре все же велика, а доска приходит в негодность, то издатели ретушируют, т.е. обновляют, доску, подгравировывая утраченные или ослабленные места. Такие оттиски называют «после ретуши».
- ;
- ;
- ;