тайна гравюр Дюрера, как Дюрер укрепил свой бренд
Исследователи творчества граверов и живописных художников могут задать много интересных вопросов связанных с созданием тех или иных художественных работ, попробуем разобраться в творческом пути одного из выдающихся мастеров гравюрного дела как в ксилографии так и гравюре на металле.
- Почему техника гравюры на дереве и офорт оказалась для известного мастера предпочтительнее живописи ?
- В чем заключается техническая разница между гравюрой на дереве и гравюрой на меди и почему дерево не подходит для гравюры «Меланхолия»?
- Как отец художника произвёл удачный нейминг, а его сын укрепил бренд и создал для него логотип?
- Что зашифровано в красивой монограме немецкого художника?
Гравюрное искусство привело к независимости и самостоятельности будущего художника
Из воспоминаний и записей «..Сейчас я займусь гравюрами, — сообщает расстроенный 38-летний художник в письме купцу Якобу Геллеру в 1509 году, — Если бы я сделал это раньше, сейчас был бы богаче на тысячу флоринов!»
Несколько лет назад богатый и тщеславный Геллер заказал мастеру алтарь для доминиканской церкви во Франкфурте, пообещав за него 100 флоринов. Это немного, учитель Дюрера Вольгемут заломил бы цену выше раз в пять, но он, стесненный в средствах, вынужден согласиться. Работа шла трудно, он измучился с этим алтарём, болел лихорадкой, терзался проблемами композиции и колорита. Да он на одну только дорогущую лазурь истратил половину обещанного гонорара, сначала прося, а потом и требуя повысить оплату его работы, ибо, всецело занятый алтарём, он не в состоянии делать что-то еще! Но денежный мешок Геллер непреклонен: он не заплатит ни флорином больше, а Дюреру стоит не искать отговорок, а сделать работу в срок. Кому какое дело до его творческих поисков, если деньги уплачены наперёд?
Алтарь Геллера (Алтарь Вознесения Марии). Реконструкция. Альбрехт Дюрер, 1500-е
Гравюры в который раз становятся для художника спасением в отчаянной ситуации, когда он морально измотан и финансово на мели. У живописных работ всегда есть заказчик — купец, патриций, монастырь, монарх — и это часто ограничивает художника в выборе средств. В гравюре автор достаточно свободен, и волен делать то, что интересно ему самому.
На живописную доску или полотно истратишь порою больше, чем недовольный заказчик готов заплатить — а вот гравюры, тиражируемые гравюры в большой книгопечатной мастерской крестного отца Антона Кобергера, разлетаются огромными тиражами и приносят ощутимый доход.
Живописная работа, существующая в единственном экземпляре, может сделать тебя известным узкому кругу ценителей, увидят её немногие избранные.
- гравюра , доступная небогатым слоям населения — это всенародное признание и известность, которая очень быстро перешагнет пределы Германии.
- Живопись в случае Дюрера — рискованные и непростые эксперименты.
гравюра — это деньги, слава и независимость.
И если в живописи у Дюрера не счесть соперников, то в области гравюры Дюреру в Европе равных нет. Эразм Роттердамский сказал о Дюрере-гравёре:
«Ему достаточно лишь двух красок, чтобы передать всё великолепие видимого мира».
Носорог. гравюра на дереве. 1515.
О гравюре с изображением носорога говорили, «ни одно изображение животного не оказывало такого глубокого влияния на искусство». Между тем, живого носорога художнику видеть не доводилось. Носорог был привезён в Европу из Индии и 1 мая 1512 года подарен королю Португалии Эммануилу.
Местные живописцы и художники не могли не зафиксировать такое событие, и Дюрер, по-видимому, опирался на их рисунки. Животное покрыто листами брони, словно рыцарь. Анатомические складки кожи носорога действительно совпадают с границами «доспехов».
График изображает носорога так, будто его броня скреплена заклёпками, а ноги, морда и рог — покрыты чешуйками. И хотя эти детали лишь плод его фантазии, вплоть до ХIХ века это изображение считали достоверным и даже включали в учебники.
Апокалипсис
За год до того как родился будущий мастер гравюры, его крестный отец Антон Кобергер открыл в Нюрнберге
мастерскую и типографию . Она стала уже второй в городе — первую незадолго до этого некто Иоганн Зензешмидт.
Его предприятие пошло так успешно, что Кобергер, который, как и отец Дюрера, был искусным ювелиром, бросил «мастерство золотых и серебряных дел» и потратил сбережения на покупку печатных станков. Очень скоро Нюрнберг сделался одним из крупнейших в Европе центров книгопечатания. «Типографы Нюрнберга, — — отличались своей предприимчивостью, они брали заказы из далёких городов, так, например, здесь печатались книги за счет польских ученых и любителей задолго до открытия первых типографий в Польском королевстве.
Здесь же изготовлялись и лились буквы для первых русских книг конца XV — начала XVI столетия, издававшихся в Кракове и Праге».
Типография Кобергера станет самой крупной в Германии, на пике там будет работать около двадцати печатных станка и больше 100 мастеров граверов и печатникой . Юный художник, разумеется, часто бывал в мастерской печатной графики, гравюрной мастерской своего крёстного . Вдыхал запах свежей типографской краски используемой при печати тиражей гравюр, учился управляться с тяжёлым прессом, рассматривал многочисленные гравюры — они в те времена преимущественно служили книжными иллюстрациями. Наблюдал как работают резчики по дереву — ксилография была очень распространена в Германии. Он мог изучать, исследовать и оценивать манеру художников из разных ее уголков.
Искусству гравирования по металлу
Будущего гения учил отец, который полагал, что сын продолжит ювелирную династию, к тому же нюрнбергские резные блюда, кубки, оправы украшений ценились в Европе. Когда Альбрехт решит, что будет не ювелиром, а художником, это станет удивление для его отца. Именно «отступник» Кобергер сумеет убедить своего друга отдать сына в обучение граверу и художнику Михаэлю Вольгемуту и наполовину оплатит его: если уж из Альбрехта не получится живописца, всегда сможет гравировать иллюстрации для книг кобергеровской типографии.
Завершив учебу у Вольгемута, Дюрер, как и положено начинающему художнику, отправился в «странствия». В Италии ему придётся доказывать местным художникам, что он искусен не только в рисунке (твёрдость руки и идеальный глазомер — важнейшие качества гравёра), но и в красках. Дюрера, в свою очередь, удивляло, что итальянцы так мало внимания уделяют гравюре — по-настоящему ею интересовался разве что Мантенья. В учебных целях Альбрехт Дюрер будет копировать его гравюры.
Андреа Мантенья. Вакханалия с Силеном.1494. гравюра на меди.
Альбрехт Дюрер. Вакханалия с Силеном.1494. Бумага, тушь.
Вернувшись в конце 1490-х годов в Нюрнберг и ощущая себя вполне сложившимся мастером, Альбрехт Дюрер открыл собственную художественную мастерскую. Время, между тем, наступило тревожное — и уж точно мало подходящее для становления нового бизнеса. Близился конец века, и апокалиптические знамения множились день ото дня. Сначала после сильной засухи на близлежащих к Нюрнбергу землях начался мор. Обезумевшие от голода, нищеты и болезней (чумы и сифилиса) крестьяне бросали жильё и уходили бродяжничать, нападали на помещичью усадьбы, вливались чуждой и страшной лавиной в города. На пороге была реформация, эпоха религиозных войн, а в небе своими глазами видел комету.
И вот тут с Дюрером случился настоящий «инсайт» — некое мистическое просветление, когда с неизбежностью понимаешь, что должен делать дальше. Глубоко и страстно религиозный, он много раз перечитывал «Откровение» Иоанна Богослова и понял: это именно то, что он должен изображать прямо сейчас. Конец света и страшный суд, четыре всадника Апокалипсиса и Звезда Полынь, «жена, облечённая в солнце» и глотающий книгу Иоанн, видение семи светильников и Архангел, бьющийся с драконом… 16 гравюр на дереве большого формата, на обороте каждой из которых разместится стих из Апокалипсиса .
Автор работал над ними очень быстро, с полным ощущением, что его ведёт невидимая рука. Вырезанные лучшими резчиками и отпечатанные в типографии Кобергера листы Апокалипсиса в ярмарочные дни продавали Барбара и Агнеса — мать и жена художника. Невротизированные приближающимся концом света горожане раскупили их мгновенно. Торговцы везли за границу листы «Апокалипсиса» как самый ходовой товар. Со стороны автора это было попадание в «десятку», настоящий, как сказали бы сейчас, «хайп».
Битва архангела Михаила с драконом. Из серии Апокалипсис. Альбрехт Дюрер, 1498
Недавний итальянский опыт пригодился мастеру при работе над «Апокалипсисом» — например, его вавилонская блудница с одноименной гравюры одета как венецианка с его же рисунка. Вообще же, манера итальянцев одеваться роскошно, столь отличная от сдержанности нюрнбергских ремесленников и их жен, очень впечатляла Дюрера, свидетельством тому и его рисунки, где он сравнивает платья венецианки и немки, и его знаменитый автопортрет в роскошной итальянской одежде.
Вавилонская блудница. гравюра из цикла "Апокалипсис".1496. Музей Метрополитен. Нью-Йорк
Венецианка. Рисунок пером.1495. Альбертина, Вена
«Страсти» – большие, малые, зелёные и другие
Если «Апокалипсис» был создан единомоментно (или, как говорили современники, «нашёптан ангелами»), то к теме последних дней земной жизни Спасителя («страстям») онобращался в течение жизни вновь и вновь. Он возвращался к «Стастям» в различных состояниях духа, примерял для них разные форматы и техники. Правда, его интерес не был исключительным: евангельские описания мучений Иисуса Христа — вообще ведущая тема искусства XV века. Но Дюрер, решая сложнейшие пластические задачи, привнёс в эту хорошо исследованную другими художниками тему настоящую изощрённость.
Страстных циклов у Дюрера несколько. В 1511 году он выпустил серию из одинадцати клилографий - красивых гравюр на дереве, так называемые «Большие страсти» (с количеством гравюр есть разночтения — называют числа от 11 до 15). Параллельно с ней художник работал над гравюрами на ту же тему, но на досках небольшого размера — это так называемые «Малые страсти», их всего 36. Примерно с 1507 года - воплощал сходные сюжеты не только на дереве, но и в гравюрах на меди — за ними закрепилось просто название «Страсти».
Предательство Христа. Альбрехт Дюрер
Встречается еще и необычный термин «Зелёные страсти». Так называют не гравюры, а серию дюреровских подготовительных рисунков для гравирования. Они отличаются большой драматической силой и художественной ценностью. «Эта уникальная техника, — объясняет Марсель Брион, — состоит в сочетании пера и кисти на зелёном фоне, что придаёт светлым местам картины мощный драматический оттенок, какие-то сверхъестественное свечение».
«Христос у Каиафы». Тушь, бумага. 1504, Альбретина, Вена.
«Просто Мария» Альбрехта Дюрера
Пожалуй, самой популярной темой среди простого народа (основных покупателей ксилографий Дюрера) станут не «Апокалипсис», не «Страсти» и, уж конечно, не отрада интеллектуалов — его мастерские гравюры. Самыми востребованными станут дюреровские гравюры о жизни Девы Марии (у мастера есть и законченный цикл 1511 года с таким названием, и отдельные гравюры, выпускавшиеся в разные годы). Вот престарелые Иоаким и Анна стоят обнявшись: бездетность покрывает их позором в глазах соотечественников и они молятся о даровании ребенка. А вот ангел сообщает Иоакиму: у вас родится дочь. Вот девочку вводят в Храм. А вот Анна смотрит на уже взрослую Марию, родившую Сына… То, чего не было в Евангелиях, с удовольствием описывала апокрифическая литература (например, «Золотая легенда» Якоба Ворагинского), и использовал эти сюжеты. Как какой-нибудь современный «жизненный» сериал, «Жизнь Марии» отвечала всем потаённым сентиментальным зрительским чаяниям.
Святой Иоаким и Ангел. Альбрехт Дюрер, 1504
гравюра на дереве и гравюра на меди: в чем различия?
Во времена Дюрера существовало две основных техники гравюр — гравюра на дереве и гравюра на меди, ксилография и калькография (от греч. ξύλον - дерево, Χαλκός - медь и γράφω - пишу). Художники, как правило, специализировались на одной из техник, Альбрехт Дюрер был единственным, кто с равным успехом владел обеими.
Сама процедура исполнения гравюр на дереве и на меди, по сути, противоположна. И в том, и в другом случае всё начинается с рисунка, который выполняет художник. Потом в дело вступает резчик — и вот его действия будут уже различаться в зависимости от выбранного материала. Если матрица с рисунком деревянная, то резчик начинает углублять незаполненные пространства вокруг рисунка. Таким образом, контуры становятся выпуклыми, а фон — углублённым. Оттиск с такой матрицы называется техника высокой печати. Если же резчик работает с металлической пластиной, то он проходится резцом непосредственно по рисунку. Рисунок углубляется, а фон остаётся нетронутым. Это — техника глубокой печати.
Работая по металлу, можно получить гораздо более дифференцированные и тонкие штрихи, а значит, гораздо более детально проработанные изображения.
В то же время у гравюры на дереве свои преимущества и своя эстетика — шрих здесь более мощный, более выразительный.
В народе ксилография очень популярна, в то время как калькография — это часто гравюра для ценителей и интеллектуалов.
Трудно (а то и вовсе невозможно) представить, например, «Меланхолию» Дюрера выполненной на дереве: подобная тонкость рисунка и дробность штрихов может быть достигнута только на металле. В то же время для графической выразительности Апокалипсиса нужна мягкая и податливая деревянная панель.
Делая гравюры на дереве, Альбрехт Дюрер пользовался услугами высокопрофессиональных резчиков. Рисунок на медную пластину он всегда наносил сам.
Преимуществом высокой печати было то, что с деревянной матрицы можно было снять больше отпечатков — до тысячи, тогда как медная матрица обычно позволяла без окончательной потери «резкости» снять всего около двухсот. Соответственно, гравюра на меди стоила дороже.
Художник, рисующий лютню. Альбрехт Дюрер, 1512
У нюрнбергских ремесленных гильдий было правило: резать по дереву имели право художники, а по металлу — ювелиры, это была их монополия, за которую иногда даже велись судебные разбирательства. Вот почему в Германии в качестве и книжной иллюстрации, и своего рода «народных картинок» процветала именно ксилография , гравюра на дереве. В то же время в Италии, наоборот, была более популярна гравюра на меди. Дюреровские первые гравюры на меди отражают его приобщение к итальянской культуре и ее античным корням. Правда, не везде художнику легко даются мифологические сюжеты, и довольно быстро Альбрехт Дюрер отходит от них. Библию, как говорят биографы, он читал гораздо чаще, чем Вергилия или Гомера.
Геркулес на перекрёстке. 1498. гравюра на меди.
Разговор трёх крестьян.1497. гравюра на дереве.
Карта северного неба. гравюра . 1515. «Дюрера привлекали геометрия и теория перспективы, он испробовал силы в картографии, оставил заметный след в истории астрономии, занимался конструированием научных инструментов, — многие рисунки и гравюры могут рассматриваться как памятники науки его времени».
Авторство графики Нейминг, брендинг, копирайтинг
Мастера можно назвать первым художником немецкого Ренессанса из-за его творческой универсальности (живописец, график, ученый), но не только. У него появляется такая принциапиально отличающая его от средневековых мастеров вещь, как устойчивое авторское самосознание. Не случайно он стал первым-художником- ксилографом, который начал систематически подписывать свои гравюры.
Собственно, нейминг — сочинение оригинального имени бренда — произвёл еще Альбрехт-старший, нюрнбергский ювелир, отец Дюрера. Он, как известно, был венгерским переселенцем и фамилия его была вовсе не Дюрер. Вот что о происхождении отца сообщит в автобиографии сын: «Альбрехт Альбрехт Дюрер родился в королевстве Венгрия, неподалёку от маленького городка Юла, в близлежащей деревеньке под названием Эйтас, и его род кормился разведением быков и лошадей». Эйтас, или Эйташ, или Айтас — такой была и фамилия предков Дюрера. Ajtos по-венгерски значит «дверь». А по-немецки«дверь» — die Tür. Перебравшись в Германию, отец Альбрехт Эйтас переиначил свою «дверную» фамилию на немецкий лад. Переделанная на немецкий лад фамилия сначала звучала как Türer, позже под влиянием местного произношения превратившись в Dürer.
Герб Альбрехта Дюрера. Альбрехт Дюрер, гравюра , 1523
Чтобы имя сделалось брендом, сын изобрёл «логотип» — гравюры он подписывал особым образом расположенными буквами, А и D — своими инициалами, причём,А изображалась в виде дверного проёма.
Эта гравюра из музея Метрополитен (иллюстрация выше) — изображение семейного герба Дюреров. Здесь есть не только сама подпись Дюрера (вверху, на свитке), но и её прототип — распахнутая двустворчатая дверь. Такая же была на вывеске ювелирной мастерской отца Дюрера.
Борьба за авторские права, суд
Успехи Дюрера (и творческие, и коммерческие) породили всплеск интереса к гравюре в Германии, Фландрии, Италии.
Отдельные художники взялись гравировать свои и чужие произведения, и он служил для них образцом — переработку пластических решений Дюрера можно видеть, например, у Лукаса Кранаха. Однако очень многие быстро поняли: создавать оригинальное своё дольше и дороже, нежели подделывать чужие «хиты». По всей Европе ремесленники разного уровня мастерства начинают создавать «пиратские копии» гравюр Дюрера. И, несмотря на то, что часто контрафакт выходит довольно топорным, подделки разлетаются как горячие пирожки — ведь их украшает знаменитый дюреровский «логотип».
Однажды Дюреру прислали из Венеции маленькую гравюру его страстного цикла. Он сразу узнал подделку. Копия была сделана талантливо! Но оригинал был резан Дюрером на дереве, а резчик почему-то решил повторить то же самое на меди, это дало ему возможность добавить новые и интересные мелкие детали. «Логотип» Дюрера, впрочем, «контрафакщик» оставил без изменений.
В сопроводительном письме Дюреру сообщали, что плагиатора зовут Маркантонио, по происхождению он болонец. «Альбрехт пришёл в такую ярость, — свидетельствует Вазари, — что, покинув Фландрию, прибыл в Венецию и, обратившись в Синьорию, подал жалобу на Маркантонио».
Этот процесс стал первым в истории судебным разбирательством, предметом которого было авторское право. Но, по большому счёту, истец добился немногого. Суд позволил ответчику продолжать копировать работы Дюрера при условии, что он будет подписывать их собственной, а не дюреровской монограммой. Вернувшись на родину, Альбрехт Дюрер попытался еще раз защитить свои авторские права. Повторные издания его больших и малых «Страстей» и «Жизни Марии» отныне сопровождались текстом: «Согласно привилегии, данной автору Его светлостью императором Максимилианом, никто не имеет права печатать копии этих работ — под угрозой конфискации имущества и других больших наказаний (maximum periculum)». Надо ли говорить, что изготовителей фальшивок это не остановило — скорее подзадорило.
Портрет Маркантонио Раймонди. гравюра , помещённая в книге жизнеописаний Джорджо Вазари
Что до Маркантонио Раймонди, то он сделал карьеру: сблизившись с Рафаэлем, стал с согласия автора гравировать его произведения, в чём весьма преуспел. В книгах по искусствоведению он уважительно называется выдающимся гравёром на меди, воспитанным на творчестве Дюрера и основавшим новое направление — репродуктивную гравюру. Забавно, что впоследствии гравюры всё же приведут Маркантонио в тюрьму, но срок от папы Климента VII он получит не за плагиат, а за оскорбление общественной нравственности: художник Джулио Романо проиллюстрирует непристойные сонеты Пьетро Аретино, а Маркантонио сделает по скандальным рисункам Романо гравюры.
Арка Макисимлиана.Реконструкция. 1515. А так выглядит, возможно, самый необычный способ применения гравюр. Император Максимилаин заказал себе памятник, прославляющий его мудрость и величие — триумфальную арку шириной в три с половиной метра, состоящую из 192 деревянных блоков с гравюрами . Лучшие умы Германии (в том числе друг Дюрера гуманист Пиркгеймер) разрабатывали программу арки, т. е. те подвиги императора и его предков, которые должны быть увековечены, и их аллегорические трактовки.
Арка Макисимлиана.Реконструкция. 1515. А так выглядит, возможно, самый необычный способ применения гравюр.
Император Максимилаин заказал себе памятник, прославляющий его мудрость и величие — триумфальную арку шириной в три с половиной метра, состоящую из 192 деревянных блоков с гравюрами. Лучшие умы Германии (в том числе друг Дюрера гуманист Пиркгеймер) разрабатывали программу арки, т. е. те подвиги императора и его предков, которые должны быть увековечены, и их аллегорические трактовки.
Мастер принял участие в изготовлении гравюр, хотя и понимал, что в таком монструозном сооружении достичь хоть какой-то цельности впечатления — просто нереально.
Мастерские гравюры
После длительных экспериментов с гравюрой он приходит к новой технике: вместо резца он начинает использовать сухую иглу. Тончайшая игла со стальным или алмазным наконечником так легко скользит по поверхности меди, что художнику удобнее держать кисть неподвижной, вращая под ней металлическую пластину. По сторонам контура, если рассматривать его под увеличительным стеклом, остаются заусенцы — так называемые «барбы». Благодаря барбам, контур теряет жесткость, штрих получается гибким, линии словно вибрируют. Три гравюры со сложнейшей символикой, созданные в этой без преувеличения уникальной технике, получили название мастерских гравюр.
Гравюры мастера
- «Рыцарь, смерть и дьявол»,
- «Святой Иероним в келье»
«Меланхолия», хотя их общий сюжет отнюдь не очевиден, составляют своеобразный «гравюрный триптих», созданный в 1513—1514-м годах.
Это — вершинные произведения мастера.
А.Дюрер. Святой Иероним в келье. гравюра на меди.1514
А.Дюрер.Рыцарь,
Смерть и Дьявол. гравюра на меди. 1513
Все три гравюры объединены общей задачей определения смысла жизни и смерти, а также общим мотивом — песочными часами, которые присутствуют в каждой из трёх гравюр.
Иногда этот гравюрный триптих (в первую очередь, конечно, «Меланхолию») даже называют духовным автопортретом.
«Он создал её — свою „Меланхолию“, в ней увиденная реальность обрела характер символов — и летучая мышь, прошелестевшая над головой, и бездомная собака, и инструменты каменщиков, и разбросанный там и тут глыбы, которые он разместил вокруг фигуры крылатой женщины. Символы повествовали о влиянии добрых и злых дел на судьбу человека. Реальность причудливо зашифрована в них.
мастер счёл нужным объяснить лишь значение кошеля и ключа, висевших на поясе Меланхолии. Они, по его замыслу, означали богатство и власть.
«Он создал её — свою „Меланхолию“ - в ней увиденная реальность обрела характер символов — и летучая мышь, прошелестевшая над головой, и бездомная собака, и инструменты каменщиков, и разбросанный там и тут глыбы, которые он разместил вокруг фигуры крылатой женщины. Символы повествовали о влиянии добрых и злых дел на судьбу человека. Реальность причудливо зашифрована в них. Сам мастер счёл нужным объяснить лишь значение кошеля и ключа, висевших на поясе Меланхолии. Они, по его замыслу, означали богатство и власть.
трагедии и думы художник
Современникам гравюра довольно ясным языком говорила о судьбе, трагедии и думах художника…»
Две краски — черная и белая — господствуют в ксилографиях . Однако в гравюре на меди, выполненной сухой иглой, он совершает до этого в искусстве гравюры невозможное и недостижимое — привносит в них глубину пространства и «воздух».
«Раньше гравюры воспринимались как „черное-на белом“, а теперь как „белое-и-черное-на-сером“. Художник создает в 1512 году несколько гравюр сухой иглой и приходит к выводу, что иллюзия воздушности возникает только на таких листах, где нет сильных контрастов тона. Теперь его гравюры, строящиеся на градациях серых тонов, кажутся отлитыми из серебра.
Данный эффект достигается благодаря использованию штриховой „ткани“ самых разных „сортов“ — с толстым и тонким, редким и плотным, прямым и волнистым, сплошным и прерывистым штрихом, положенным в один, два, три слоя».
Говоря о том, что мастер всего лишь в двух красках воплощает всё великолепие мира, Эразм Роттердамский, хотя и прав по сути, всё же не вполне точен.
По материалам текста: Анны Вчерашней artchive.ru
Список гравюр серии «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера
- Явление Марии Иоанну (The Apparition of Mary to John)Титульный лист серии «Апокалипсис». Фронтиспис второго издания. - около 1511 года
- 1. Мученичество Иоанна Богослова (The martyrdom of St John) 1497–1498
- 2. Видение Иоанном семи светильников (St John's vision of the seven candlesticks)
- 3. Иоанн предстает перед Богом и двадцатью четырьмя старцами (St John kneeling before Christ and the twenty-four elders) - Гравюра на дереве, 395×283 мм
- 4. Четыре всадника Апокалипсиса (The four horsemen of the Apocalypse)
- 5. Снятие пятой и шестой печатей (The opening of the fifth and sixth seals)
- 6. Четыре ангела, сдерживающих ветры, и 144000 запечатлённых (Four angels holding back the winds, and the marking of the elect)
- 7. Поклонение Богу и Агнцу или Песнопение избранных (The hymn in adoration of the lamb)
- 8. Снятие седьмой печати, первые четыре трубы (The opening of the seventh seal and the eagle crying 'Woe')
- 9. Четыре ангела Смерти (The four angels of Death)
- 10. Иоанн съедает книгу (St John eating the book)
- 11. Жена, облечённая в солнце, и семиглавый дракон (The woman of the Apocalypse and the seven-headed dragon)
- 12. Битва архангела Михаила с драконом (Saint Michael Fighting the Dragon)
- 13. Зверь с семью головами и зверь с рогами агнца (The beast with the lamb's horns and the beast with seven heads)
- 14. Вавилонская блудница (The Whore of Babylon)
- 15. Ангел с ключом от бездны или Низвержение Сатаны в бездну и Новый Иерусалим (The angel with the key of the bottomless pit)- 1496–1497
15 ксилографий + титульный лист.