Часть третья
О библиотеке собирателя произведений искусства
Как наука вообще, так и рассматриваемая отрасль ее никогда не может быть вполне изучена.
По временам возникают вопросы, требующие ответа; сомнения, требующие разрешения.
И наука о искусстве графирования и гравюрах не остается в покойном состоянии; каждый день приносит новые открытия, удавшиеся трудолюбивому исследователю.
Истинный любитель не может еще считать себя удовлетворенным одним обладанием
художественными произведениями; он желает наслаждаться ими с пониманием.
К такому пониманию приводят его опыты всех исследователей искусства, действовавших до него и изложивших свои познания в сочинениях.
Результаты их исследований должны служить драгоценным достоянием последующих поколений.
И наша область, богатое поле гравюрного дела, обладает своей литературой, и притом такою обширной, что человеческой жизни не хватило бы для одного только прочтения всех относящихся сюда исследовательских тудов и сочинений.
Решившись в этой части представить для любителя обзор литературы о гравюрах, мы руководствовались намерением дать ему пособие при подробном изучении того или другого отдела нашей науки.
Обширное поле, на котором работало столько превосходных и знаменитых исследователей, даст нам материал для поучения и указания на все случаи. Взирая с удивлением на эту богатую художественную литературу, мы должны сознаться, что частному лицу невозможно иметь библиотеки, в которой находились бы все приведенные здесь сочинения. Тем серьезнее становится потребность для публичных учреждений иметь под рукой хоть необходимейшее и важнейшее из богатого литературного cклада.
В рассуждении различного материала, содержащегося в сочинениях, мы старались по возможности держаться порядка идей этого сочинения. Допуская, что еще может отыскаться интересное сочинение о гравюрах, здесь не упомянутое, мы надеемся на снисхождение читателей, ввиду большого объема этой работы. Любитель, наверное, сам останется довольным, если ему удастся собственноручно сделать добавления к нашему перечню.
С другой стороны, по самостоятельным отделам, как, например, литографии и фотографии, мы намеренно не привели всех известных нам сочинений, так как обе эти области, в сущности, прямо не касаются истинного собирателя гравюр.
Мы надеемся, что ни одно сколько-нибудь важное сочинение нами здесь не пропущено.
Раздел I
Теоретические сочинения о граверном искусстве
В этом разделе мы перечисляем сочинения, касающиеся существа самого предмета, как то: различных родов гравирования, техники, истории его и других явлений, имеющих целью образовать знатока искусства.