Начало. О распознавании и собирании гравюр

19 августа 2019


Профессиональное собирание гравюр, коллекционирование произведений печатной графики если и не достигло в России такого развития, как в Западной Европе, тем не менее всегда находило у нас особенных любителей, в особенности в крупных столицах государства.

Россия может назвать даже страстных любителей гравюр, может указать на замечательные коллекции, обязанные своим происхождением любви к искусству их составителей. Из среды любителей же вышло несколько серьезных исследователей по истории русской гравюры

Да и трудно было бы допустить, чтобы такая художественная область, как гравюра, не имела в развитом русском обществе людей ею интересующихся и ею занимающихся. 

Произведения граверного искусства касаются всех сторон жизни человечества, заимствуя свои сюжеты из истории, религии и быта народов; иная серия гравюр знаменитого художника столь же красноречиво и ярко передает известные моменты из жизни общества, как и лучшее произведение литературы. 

Не говоря уже о классическом времени старинных Итальянских, голландских, французских и немецких представителей этого искусства, достаточно указать на гравюры с сюжетов Вато, Буше и Моро-младшего, чтобы понять, каким подспорьем при изучении известной эпохи могут служить произведения гравюры, этой живописи, размноженной путем печати. 

Век Людовиков XV и XVI, со всею его художественною роскошью и негой высших слоев французского общества, выступает во всем своем блеске в очаровательных листах названных художников.

Портреты деятелей конца XVII и всего XVIII века

То же самое можно сказать по обозрении довольно полного собрания портретов деятелей конца XVII и всего XVIII века. Неудивительно поэтому, что гравюра на Западе породила целую художественную литературу и что ныне там раздаются голоса даже в пользу учреждения особых кафедр этой отрасли искусства в университетах, где давно уже читается общая история его. 

Достаточно пробежать перечень сочинений о гравюрах, приведенных в настоящей книге, чтобы понять, какой интерес они вызывают в западноевропейском обществе. Нет сомнения, что с возвращением эстетике прежнего значения интерес к гравюре, как к самой популярной представительнице искусства, и в России значительно возрастет, на что уже теперь имеются довольно явственные указания. 

В последнее время в Петербурге и Москве любовь к гравюрам вообще и к русским в особенности настолько увеличилась, что вызвала почти невероятное возвышение цен их в России и за границей.

Но русские собиратели, в особенности начинающие, поставлены в такое же затруднительное положение, в каком любители прежде находились и в Западной Европе. Многим из них приходится руководствоваться художественным чутьем, а не положительными сведениями и указаниями. Поэтому неизбежны промахи и разочарования, на которые столь верно указывает автор настоящего сочинения. Чтобы несколько облегчить положение наших любителей, к числу которых и сам принадлежу, я решился посвятить мой летний досуг переводу одного из лучших сочинений о гравюрах. 

Под скромным названием руководства к распознаванию и собиранию гравюр (Ап1ейипд гиг КеппИизз ипс! гит 8атте1п бег Аегке дез Кипз1с!гискез) автор этой книги дает нам полную энциклопедию науки о граверном искусстве, посвящая нас не только в технику и практику его, но и освещая все историческими и эстетическими пояснениями, делающими его книгу не сухим учебником, а живым и увлекательным изложением предмета, во всей совокупности его многоразличных и самостоятельных отделов. В каждой строчке текста виден горячий любитель и сведущий знаток своего дела. 

Идеальной и практической сторонам затронутых вопросов посвящается одинаковая добросовестность, одинаковая основательность. Прочитав это сочинение, каждый любитель не может не высказать автору своей признательности за все полезные указания, столь необходимые при толковом составлении коллекции.

Автор настоящего сочинения Иосиф-Эдуард Вессели, славянин родом (Аеззе1у, собственно Vезе1у, т. е. Веселый), принадлежит к числу выдающихся в Германии знатоков искусства и известен многими капитальными сочинениями в этой области 

[1 - Хронологические труды г. Вессели появились в следующем порядке:МоподгарЫе йЬег А. VаШап^, А1еп, 1865, новое дополненное издание вышло недавно.иЬег .1. ипС I.. Се V^ззсйе^, ^е^рг^д, 1866.иЬег В1оо1ейпд, ^е^рг^д, 1867.ГЬег Р. ипС .1. Се 8отег, ШМет.иЬег N10. ипС Зап Гекконе, Ш.ТоС ипС Теи&1 ш бег Сагз1е11епСеп КипзГ ^е^рг^д, 1876.Ап1ейипд зиг КеппТшзз е!с. 1Ь 1876 (настоящее сочинение).1соподгарЫе Сойез ипС бег НеШдеп, 1Ь. 1874.НапСЬис1 Гйг КирГегзйсйзатт1ег. 

2 ВапС (вышедший после смерти автора I тома - Андресена), ^е^рг^д, 1873.0!е СеиТзсйеп Ма1еггаСйег Сез 19 ,1а11г11ипс!ег1з (V том этого сочинения принадлежит нашему автору ).1)аз Огпашеп! 1т Кир&гзйсй, 3 ВапСе ш Го1. тй 300 Та!'е1п. Вегйп, 1877. Посвящено наследнику Германского престолаЗйе I .апс!зкпес1йе Го1. тй 30 Та!'е1п. Оогйх, 1877.Кроме того, печатаются еще два труда автора:С'и11игдезс1йс1йПс11еза из Сеи1зсИег УоггеЧ, 81ийдаг1, Ье'1 8решапп./иза1ге ипС Vе^Ьеззе^^пдеп ги а11еп НапСЬйсйегп йЬег КирГегзиске, еЬепСа.]. Он родился в Праге и окончил тамошний университет, после чего специально занимался в Вене историей искусства. С 1869-го по 1878 год он состоял ассистентом в Берлинском кабинете гравюр, который ему многим обязан, а в настоящее время он занимает должность инспектора Брауншвейгского музея. Перевод книги г. Вессели сделан мною с его согласия.
С-т Мориц, в Граубинденском кантоне, в Швейцарии, в июле 1881 года