Самая пугающая и известная серия гравюр эпохи Возрождения. «Апокалипсис» 1498 года
В данной статье рассмотрим одну из известных серий гравюр художника Альбрехта Дюрера к «Откровению Иоанна Богослова», более известному как «Апокалипсис»
Апокалипсис известная серия из пятнадцати гравюр на дереве изображавших сцены из Книги Откровения, опубликованной в 1498 году.Работы выполненных в технике ксилография (гравюра на дереве) хотя визуально по тонкости линий, технике исполнения гравюры похожи на офорт (гравюру на металле).
Данная серия ксилографий быстро принесла известность Дюреру по всей Европе.
нередко называют самым известным и пугающим произведениями Ренессанса.
Многие из изображений, вошедших в серию, к примеру «Четыре всадника Апокалипсиса», известны людям даже весьма далеким от искусства и просто потрясают мастерством исполнения с первого же взгляда.
Но какая же история предшествовала созданию «Апокалипсиса» 1498 года и чем же он столь исключителен?
Знаменитые «Четыре всадника Апокалипсиса» Альбрехта Дюрера.
К моменту начала работы над иллюстрациями (1496 год) Дюреру было всего около 25 лет и в то время он только открыл свою первую мастерскую в Нюрнберге. Считается, что к созданию серии апокалиптических гравюр мастера подтолкнуло его первое путешествие в Венецию в 1494 - 1495 годах, где он и познакомился с итальянским Ренессансом, столь значительно повлиявшим на сам стиль произведений. Однако сама историчность этого путешествия весьма спорна и возможно является не более чем красивой историей.
Несмотря на значительное количество времени, потребовавшегося на создание гравюр и печать самой книги, «Апокалипсис» не был для Дюрера работой по заказу. Столь масштабным проектом мастер занялся исключительно по собственной инициативе.
«Жена, облечённая в солнце» и «Битва архангела Михаила с драконом»
Текст немецкого издания был взят из «Кобергской Библии» 1483 года, а вся серия, вероятно, вырезана на грушевых досках и опиралась на теологические советы от Иоганнеса Пиркхаймера (отца друга Дюрера).
Кроме необычайного мастерства исполнения, изображения отличаются еще и рядом интересных особенностей:
Все гравюры подписаны монограммой Дюрера, что крайне необычно для подобных произведений того времени.
Монограмма Альбрехта Дюрера на гравюре «Иоанн перед Богом».
Стоит отметить оригинальный тип иллюстраций:
во всю страницу на лицевой стороне и поясняющий текст на обороте, что представляет собой двойную версию изложенного (в картинках и словах), где читатель должен сравнить каждую иллюстрацию с написанным прежде, чем перейти к следующему шагу ознакомления со всем произведением.
В наши дни, современном дизайне полиграфической продукции и оформлении книг для детских сказок подобный подход не является редкость,
, но в XIV веке это было совершенно удивительно. Перед читателем в прямом смысле открывался совершенно новый, доселе невиданный мир.
Никогда ранее видения Иоанна еще не были представлены в столь драматичном и наглядном виде.
+++++
«Зверь с семью головами» и «Мученичество Иоанна Богослова».
Дюрер назвал свой апокалипсис «Большой книгой». Позже он опубликовал еще две «Большие книги»: «Жизнь Марии» и «Великие Страсти», некоторое время продававшиеся вместе как сборник.
«Апокалипсис» пользовался большой популярностью и в короткое время сделал Дюрера известным далеко за пределами своего родного города.
И совершенно не случайно.
Примерно так выглядели иллюстрации к «Откровению Иоанна Богослова» до Дюрера. Пример из Кёльнской Библии 1479 года.
В период политических и религиозных волнений, характеризующихся длительными ожиданиями и абсолютной неопределенностью будущего (в особенности за несколько лет до Реформации) интерес к апокалиптическим темам был необычайно велик. Публикация книги в 1498 году, одновременно на латинском и немецком языках, оказалась как никогда кстати.
В то время большая часть католической Европы с ужасом ожидала Страшного Суда, наступление которого ждали в 1500 году.
++++
«Вавилонская блудница» (поздняя цветная версия).
Благодаря большому тиражу несколько экземпляров книги сохранились и до наших дней, в большинстве своем в виде отдельных страниц с иллюстрациями, которые нередко продавались как самостоятельные произведения искусства, но только благодаря ним мы и сегодня можем видеть шедевры Альбрехта Дюрера созданные более 500 лет назад.