что такое гравюра, разновидности и техники гравюр
Гравюра является техникой и направлением графического искусства, суть которого состоит в нанесении на выбранный в качестве холста материал оттиска какого-либо рисунка.
В результате получается графическое изображение, процесс создания которого не требует исполнителя применения кистей либо полотен. Для создания гравюры нужно иметь доску с выбитым на ней изображением, краски и бумагу - материал, на который будет осуществляться оттиск.
Содержание материала
- История возникноваения гравюры, историческое прошлое
- Техника гравюр и гравировки
- Разновидности гравюры
История возникноваения гравюры, историческое прошлое
Первые гравюры появились на Востоке. Примерно в VI веке н. э. китайские мастера использовали технику гравирования для создания печатей, клейм и оттисков. Данный вид гравюры был лишен изящества и мало напоминал произведения искусства, создавались гравюры с чисто практическими целями. Оттиски делались на мягких породах деревьев. Гравирование на дереве получило название ксилографии.
Европейцам искусство гравировки стало известно лишь в конце XIV — начале XV века. Новая техника использовалась для изготовления игральных и географических карт, книг и документов. К примеру, в Германии распространились гравированные листки с оттисками Священного Писания и картинками, изображающими библейские сюжеты.
В России техника гравировки распространилась лишь во второй половине XV века. Тогда же появились первые граверы.
Техника гравюр и гравировки
для изготовления гравюр использовались черные краски, с помощью которых нельзя было прорисовывать пятна, создавать светотень и применять иные художественные приемы. Такая ограниченность не позволяла использовать все преимущества гравирования и создавала массу проблем, решить которые удалось венецианцу Уго да Карпи. Изобретатель предложил использовать несколько досок с одинаковым рисунком, но с разными красками, на него нанесенными.
техника получила название цветной ксилографии. Она позволяла использовать гравирование для создания художественных шедевров, но была трудоемкой, потому не нашла широкого применения. Лишь в конце XIX века появилась возможность использовать данный вид гравюры в широких масштабах.
Гравирование, или ксилография, вне зависимости от цвета, использованных красок, позволяло сделать множество одинаковых рисунков. Оригинальный оттиск использовался до тех пор, пока полностью не стиралась картинка, на нем выбитая.
Доской для нанесения эскиза изображения дерево использовалось недолго, уже в конце XV века, граверы научились делать резцовую гравюру на металле, в частности, использовались медные доски. Медь позволяла самостоятельно определять длину и ширину линий, рисунок получался более глубоким, отпечаток — четким и насыщенным. Благодаря овладению техникой гравировки на металле художникам удавалось создавать достаточно сложные рисунки.
техника позволила усовершенствовать граверное искусство, создавая не отдельно взятые образы, а портреты, натюрморты, сатирические рисунки. В особенности если для изготовления оттиска использовалась цветная гравюра. С некоторых пор превратить в гравюру можно было любое произведение искусства.
Разновидности гравюры
В зависимости от характера нанесения рисунка выделяют следующие виды данного искусства. Выпуклые. Гравюра, выполненная в основном на дереве. Вплоть до конца XVIII века для изготовления таких гравюр использовались плоские отполированные доски продольного распила. Выбранная доска загрунтовывалась, поверх грунтовки с помощью пера наносился рисунок. Линии с обеих сторон отрезались, а дерево между ними выбивалось при помощи долота на глубину до пяти миллиметров. В результате получались выпуклости, на которые при помощи специального валика наносилась краска. Аналогичными качествами обладали:
- Рельефная гравюра Позволяла сделать всего оттиск.
- Торцовая ксилография Позволяла сделать до 1500 оттисков.
- Линография можно было изготовить до 500 оттисков.
Углубленные - при механическим либо химическим способом. В заранее подготовленной пластине из меди, латуни, цинка или железа делается рисунок, состоящий из углубленных комбинаций линий и точек.
В полученные углубления при помощи валика наносится краска, сверху пластина покрывается мокрой бумагой и прокатывается между валиками печатного станка.
Разновидности углубленных гравюр:
- резцовая гравюра;
- офорт;
- гравюра сухой иглой;
- мягкий лак;
- пунктирная гравюра;
- акватинта;
- меццо-тинто;
- лавис;
Плоские - при использовании техники литографии. В качестве материала для изготовления данного вида гравюры используется особая порода известняка. Известняковая пластина сглаживается, полируется либо, наоборот, оттачивается до появления шероховатой поверхности.
На подготовленную пластину при помощи специального карандаша наносится литографская тушь. Готовый рисунок покрывается кислотой и гуммиарабиком. Подобное травление делает места, покрытые рисунком, восприимчивыми к краске. При этом свободное от рисунка пространство начинает отталкивать краску.
Готовая доска покрывается краской, после чего с нее можно делать любой оттиск.
Цветные - способ создания цветных оттисков изложен выше описана выше. Цветной вид гравюры можно встретить повсеместно, хотя техника их изготовления практически не изменилась.
Гравюра как вид искусства была популярна в Советском Союзе. Гравирование использовалось для изготовления агитационных плакатов и листовок. Современные художники редко когда практикуют изготовления гравюр, поэтому техника эта вновь используется для изготовления печатной продукции.