Эпоха Александра І в Санкт-Петербурге

31 января 2020

Прошло сто лет, и новый град Полночных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат, Вознесся пышно, горделиво...

Этими стихами А. С. Пушкин описывает Петербург Александровского времени. Характеристику эту надлежит отнести, однако, к концу царствования Александра I, когда ряд новых классических сооружений придал городу вид, исключительный по красоте и выдержанности стиля, а не к первой его половине, когда большинство сооружений и забот по благоустройству завершало замыслы Екатерининской эпохи.

 первый из этих периодов, длящийся до конца освободительной войны, в Петербурге продолжают работать Екатерининские зодчие Д. Гваренги и Л. Руска, но уже на смену им являются новые мастера (А. II. Воронихин, Тома-де-Томон и А. Д. Захаров) — создатели того особого стиля, который именуется Александровским классицизмом (классицизмом «эллинского» оттенка, в отличие от Екатерининского «римского» классицизма). Работы первых двух мастеров были перечислены выше при обзоре Екатерининского строительства. К работам архитектора А. II. Воронихина (бывшего крепостным гр. Л. С. Строганова., относятся: дача гр. Строганова на Черной речке в Новой деревне (уничтожена в 1908 г.), внутренняя отделка в доме гр. Строганова на Невском проспекте (ныне Музей быта), Казанский собор (с полукруглой площадкой и изумительной оградой против западного портика.

орный Ппетшут. Мошлпып шор (б. Государственное Казначейство) в Петропавловской крепости, внутренняя отделка дома гр. Шереметева на Фонтанке. церковь в доме кн. Голицына на Фонтанке и ряд частных домов. Из работ в окрестностях Петербурга известны. в Павловске: дача Багратиона (позднее перестроена в «.Розовый павильон»!. дача Голицыной (перестроенная в «Павильон мира». ныне нс существующий). библиотека в первом этаже Павловского дворца и перестройка в Константиновском дворце; в Петергофе" — колоннада у фонтана Самсона; восстановление террасы Стрельнинского дворца; фонтан-беседка в Пулкове. деревянный театр в Красном селе и др. 

Самое значительное сооружение А. Н. Воронихина —- Казанский собор . обошлось вместе с живописными работами в 4.200.000 р.

Ни один иностранный художник или рабочий не были допущены к участию в работа к собора. Торжественное освещение Казанского собора состоялось в день коронации Александра 1, 15 сентября 1811 года. Тома-де-Томону принадлежит одно из самых замечательных и монументальных сооружений Петербурга— здание Биржи с ростральными колоннами и отделкой набережной на стрелке Васильевского острова . Постройка ее. длившаяся с 1805 по 1816 год, представляет собою блестящее разрешение ансамблевой задачи, искаженной, к сожалению, позднейшими застройками и небрежным отношением к содержанию территории, исключительной по красоте расположения и планировке, стрелки острова (Новая Биржа Тома-де-Томона построена на месте старого недостроенного здания, начатого в 1782 г, по проекту Д. Кваренги: постройка Биржи обошлась в 1.125.000 р.). 

Кроме Биржи но проектам То.ма-де-Томона выполнены еще: амбары на Сальном буяне, Большой театр (перестройка здания, выстроенного в 1784 г. архитектором Л. Тишбейном; в 1811 году после пожара театр перестраивался архитектором Модюи, а позднее архитектором Кавосом и др., доведшими его до современного уботого вида Консерватории), храм-памятник Павлу I в Павловске и ряд архитектурных фонтанов но Царскосельской дороге. Ему же приписывается здание (дом гр. Лаваль) рядом с Сенатом по Английской набережной и большое количество проектов зданий Рис, 9, А. Зауров. А шпралтенство. общественного и частного характера, нс получивших осущест влен и я. С именем знаменитого русского зодчего Л. Д. Захарова связано лучшее и грандиознейшее произведение Александровской эпохи — здание  Петербургского Адмиралтейства (рис. 9).

Его изумительное сооружение имеет столь широкую библиографию, что нет необходимости повторять его ' историю, а равно говорить о значении его в строительств е города. Приходится, однако, еще раз подчеркнуть значительность вандализма, учиненного позднейшими распорядителями городской застройки, допустившими посадку высокого сада со стороны главного фасада и закрытие площади со стороны Невы безобразными частными зданиями и никому ненужной аллеей. 

В сто первый раз-хочется высказать уверенность, что ансамбль Адмиралтейства и детали этой, редчайшей в мире, архитектурной композиции будут в недалеком будущем восстановлены. Из менее значительных построек Захарова нужно упомянуть: Андреевский собор в Кронштадте (оконченный архитектором Акутиным в 1815 г. и неоднократно перестраивавшийся во второй половине XIX столетия), церковь по Шлиссельбургской дороге в селе Александровском, Гатчинские казармы с церковью при них, а также перестройки кухонного и Арсенального Каре Гатчинск ого дворца и ряд более, мелких работ, исполненных им в должности адмиралтейского архитектора. После небольшого застоя в росте столицы, вызванного событиями освободительной войны, наступает новая блестящая пора строительства, воодушевленная еще более широкими замыслами и размахом архитектурных идей. На смену прежним зодчим является величайший мастер конца Александровской и начала Николаевской эпохи. К. И. Росси, сыгравший громадную роль в истории русского архитектурного искусства - Его главная заслуга в том, что он первый подошел к городской запройке не как строитель отдельно стоящих зданий, а как композитор комплексов сооружений, в связи с планировкой окружающей местности. Будучи, как и его ближайшие предшественники архитекторы, подлинным классиком, Росси сумел лучше их почувствовать архитектуру города; Он осуществил ряд исключительных городских ансамблей, создавших столице России славу одного из красивейших городов в мире. 

Деятельность архитектора Росси в Петербурге Начинается по возвращении его из Москвы в 1816 г. «Он возвращается в Петербург», пишет И. Э. Грабарь в своей «Истории Петербургской архитектуры », «чтобы участвовать во вновь сформированном Комитете для строений и гидравлических работ, под председательством военного инженера генерала Бетанкура. В состав Комитета вошли, кроме Росси, Михаилов, Стасов и .Модюп. В задачу его входила исключительно художественная сторона устройства города. Все проекты новых построек проходили через Комитет, и он накладывал свою печать на работы других архшекюров. Даже « план всякого снова строящегося домика на Песках или на Петербургской стороне, представленный их рассмотрению, подвергался строгим правилам архитектуры». Комитет должен был приводить всю архитектуру города к одному строгому виду, дабы регулярному Петербургу придать еще более единообразный и им‘тте строгий вид... Здесь в этом «Комитете красоты» и «главном штабе архитектурной дисциплины», созрел гений Росси. 

Два товарища его, Стасов и Модюп, несомненно имели большое влияние па него или, вернее сказать-все трое воспитывали друг друга. Тяжелый Стасов, непреклонный классик и поборник строгих правил н насильственного приведения к одному строго классическому виду всех фасадов города, Модюи — хитроумный прожектер, которому принадлежат все идеи обработки улиц и площадей города, смелые идеи пробития улицы до Чернышева моста и устройства всей площади перед Аничковым дворцом, пробитие-Михайловской улицы и целый ряд других проектов городского благоустройства, и гениальный исполнитель Этих идей—Росси, образовали род триумвирата. Здесь в небольшой квартире в доме Шмидта, у Семеновкого моста на углу Фонтанки и Апраксина переулка (помещение Кабинета с. 1817 г. ), зародились все грандиозные, впоследствии выполненные сооружения Росси, принесшие славу ему и России». Рис. 10. К. Росси. Театральная улица. Росси создал в Петербурге следующие главнейшие сооружения: Павильоны Аничкова дворца, Елагинский дворец, здания Главного Штаба с аркой. здание Министерства Финансов со стороны Мойки, Михайловский дворец (ныне Русский Музей), обывательские дома на Михайловской площади и Михайловской ул.. поенную галлерею в Зимнем дворце (восстановленную почти в прежнем виде Стасовым после пожара 1837 г.), Публичную библиотеку 'здание с статуями, выходящее на Александрийскую площадь), перестройку Михайловского манежа и ркзерциргауза, здание Сената и Синода, Александрийский театр, ряд работ в Зимнем дворце и Эрмитаже здания на Чернышовой площади и но Театральной улице (названной сейчас улицей Зодчего Росси)—(рис.' 10) и ряд других менее значительных сооружений в Петербурге, Ппвывтке, Царском Селе, и Гатчине

Им же исполнено значительное число чертежей для альбома «Высочайше утвержденных фасадов», служивши го руководством для постройки обывательских домов. В ряду других зодчих-классиков Александровской эпохи необходимо выделить еще, упомянутого выше, В. II. Стасова, также не мало способствовавшего украшению города.

 Из его работ известны: перестройка Павловских казарм на Марсовом поле (рис. И », флигеля Академии Наук на 1-й линии В. О., перестройка здания и церкви придворных конюшен, отделка церкви и переделка отдельных частей в Таврическом дворце, Ямской рынок на Николаевской улице, возобновление дачи принца Ольденбургского на Каменном острове, Преображенский собор с оградой вокруг него, Московскне триумфальные ворота, Нарвские триумфальные ворота (повторение проекта деревянных триумфальных пороз Гварептиу, Троицкий собор па Измайловском проспекте, внутренняя отделка Смывного собора, восстановление Зимнего дворца после пожара 1837 т., ряд частных ,домов и др. большое ко- Рис. II. В. Стасов. Павловские казармы. количество работ выполнено Стасовым в Царском селе. 

Петергофе и Ораниенбауме.

 Из второстепенных мастеров, произведения коих являются характерными для стиля рассматриваемой нами эпохи двух царствований, мы назовем: Андрея Д. Михайлова 2-го (Главный корпус Римско-Католической Духовной Академии на 1-ой дыши В. ()., рисовальный класс в саду и ряд переделок в главном здании Академии Художеств, Патриотический' институт на 10 линии В. О. и ряд частных зданий); Александра А. Михайлова 1-го (церковь св. Екатерины на Кадетской линии В. О.); Д. Е. Филиппова (перестройка дома Академии Наук на углу Николаевской наб. п 7-й Линии В. О.); В. II. Гесте (мосты: Полицейский, Красный, Поцелуев, Синий, на Введенском канале у Фонтанки и на Московском шоссе через Обводный канал); А. II. Постникова (церковь Воздвиженья на углу Лиговки и Обводного канала); Доменико Адамини (б. дом уделов на углу Мойки п Марсова поля, Царскосельский костел); А. Порто (Главное здание Военно-Медицинской Академики; А. Е. III Шуберта (СПБ. Духовная Академия, ряд зданий пожарных частей в СПБ., перестройка военно-сиротского дома и дома призрения бедных, ц. св. Павла в Гатминс, и. св. Иоанна в Шлиссельбурге); А. И. Мельникова (здание на углу Адмиралтейской площади и Гороховой ул., Единоверческая Никольская церковь на Николаевской ул., перестройка Владимирской церкви, дом Голландской церкви на Невском проспекте, училище Правоведения, Единоверческая церковь на Волковой кладбище, Мещанская богадельня у Волкова кладбища и ряд частных домов: на углу Садовой и Гороховой ул., 

на углу Екатерининского канала и Невского ( на углу Екатерингофского пр. и Садовой ул. и др.); И. Ф. Лукинп (флигеля по бокам биржи для склада таможенных товаров и экспозиционного зала и дом 1аможенного присутствия к II. И. Шарлеманя 1-го (Новосильцевская церковь в Лесном, Больница для бедных на В. О.. дом князя Барятинского на Сергиевской ул.); Л.' И. Шарлеманя 2-го (Калинкинская больница, оранжерея Каменноостровского дворца); С. Л. Шустова (Каменно-островский деревянный театр. построенный но данным И. Пушкарева в течение 40 рабочих днем. и Дежурные конюшни в Царском селе), Д. II. Висконти (Католическая церковь св. Станислава на Торговой ул. ц 3- X. Анерт (Центральное и ряд других зданий в Новом Адмиралтействе) и Фоссати (дом Л« 84 на Невском проспекте). В дополнение к приведенным нами данным о наиболее значительных сооружениях Александровского времени не лишним будет присоединить краткие сведения. касающиеся общих мероприятий по благоустройству города. 

Первые из распоряжений явно свидетельствуют о возвращении к порядкам Екатерининской эпохи: уже второй из манифестов. оглашенных Александром I в Сенате 2 апреля 1801 года, гласит о полном восстановлении городового положения и грамоты. данной городам Екатериной 11. 

Взамен упраздненной Конторы городских строений создается ряд новых организации по наблюдению за строительством города с полномочиями, долженствующими обеспечить единство стиля и методов планировки и застройки города; об одном из таких архитектурных комитетов, возникшем вскоре по окончании Освободительной войны, мы уже упомянули выше в связи с участием в нем архитектора Росси.

 «Ни законность прав на владение домами, ни прочность строения казенных и частных зданий», говорит Ф. Ф. Вигель в своих записках, «не должны были входить в число занятий сего Комитета: он должен был просто рассматривать проекты новых фасадов, утверждать их, отвергать или изменять, также заниматься регулированием улиц и площадей, проектированием каналов, мостов и лучшим устройством отдельных частей города ». Следующие примерные выдержки из указов характеризуют собою начинания в разных областях городского благоустройства: 24 июня 1803 г. издается приказ о написании названий улиц, площадей и мостов «вместо Мраморных досок на английских жестяных листах (для каждой части города особого цвета;», об отмене сбора с найма отдельных помещений, о снятии с обывателей Повинности освещать улицы (с перенесением расходов по сему за счет доходов города), о содержании Ночной охраны и пожарной команды (с ассигно- ваппем па этот предмет ежегодно из городских сумм 131.131 р. 32,/г к.). В том же году приступают к возобновлению бульваров на Невском проспекте и к приведению в порядок ряда других улиц и набережных. 13 ноября 1803 г. 

Воскресенский мост был перенесен к Летнему саду и получил название Троицкого (закладка нового, ныне существующего, моста была произведена лишь 12 авг. 1897 г.). 23 декабря 1801 г. начинаются работы по устройству Обводного канала генералом Герардом. На работы эти было ассигновано по смете на 6 лет по 1.230.238 р. 36 к. ежегодно. Канал, имеющий ок. 10 саж. ширины при общем протяжении в 8 верст, был закончен лишь в 1831 г. генералом Базовом. В 1805 г. упомянутым выше архитектором Гесте был сооружен чугунный мост через Мойку — б. Полицейский, обошедшийся в 46.538 р. 27 к. В этом же году приступлено было к устройству специальных будок для городских сторожей, на что ассигновано было из городских сумм 19.810 р. 

2 марта 1806 г. издается указ о содержании трактиров и кофейных домов, при чем первых разрешено иметь нс свыше .>0 во всех частях города. В 1806 г. производилась гранитная обделка Екатерининского капала, доведенная при Екатерине лишь До А.тарчппа моста. 12 марта 1807 г. издается распоряжение «для сохранения точности и порядка в счислении домов, под разными нумерами показанными, хотя бы они поступили в собственность и одного владельца, не соединять в один нумер, но считать так, как они по атласу, составленному Комитетом об уравнении повинпостей в С.- Петербурге, назначены». 

1 августа 1808 г. «Комитет построения казарм в Петербурге» переименовывается в «Комитет городских строений», с возложением на него строения и починки всех каменных зданий из городских доходов, а 15 февраля следующего 1809 г. выходит приказ удалить питейные дома, пивные и тому подобные заведения на 300 сажен от казарм. 15 марта 1810 г. издается постановление о распространении и на старые деревянные строения правил, утвержденных 30 сент. 1809 г. Правилами этими не разрешалось строить деревянные здания, имеющие печи, без разрыва. более 12саж. длины. В ночь на 1 января 1811 г. сгорел Большой театр, перестроенный Тома-де-Томоном в 1802 г. (в 1818 г. театр был восстановлен архитектором Модюи). 10 апреля 1811 г. издается указ: «Издержки, погребные на чистку и содержание каналов, возложить с 1812 г. на городские доходы». 

4 июля 1812 г. Александр I, опасаясь вступления в Не тербург Наполеона, отдает распоряжение об эвакуации из Петербурга драгоценностей, в том числе и двух статуй Негра I («обе статуи Петра I, большую и ту, которая перед Михайловским замком, спять и увезти на судах, как драгоценности, с. которыми нехотим расставаться»). В .действительности, произведенная эвакуация нс коснулась статуй. 30 октября 181 б г. выходит постановление об устройстве по всем улицам, площадям и  набережным Петербурга тротуаров с исполнением гаковых. во избежание вздорожания материалов. постепенно <в 1817 г. намечено было приступить с улиц Гороховой и Вознесенской до Екатерининского канала, а также обеих Морских). Неурегулированность старого больного вопроса с бечевником приводит к новому указу 7 апреля 1820 г. коим ассигнуется па устройство Невского берега от Смольного монастыря до Охтенского перевоза по 25.000 ежегодно с отчуждением земель по берегу Невы от обывателей, не имеющих документов, устанавливающих права их на владение указанными землями. Расположенные по берегу лабазы предложено приобрести городу с оплатой их по оценке ( 19 октября 1826 г. снова повторяется приказ «о чистке береговых мест- по левую сторону Невы для удобнейшего приставания барок»). 

Любопытную справку по этому вопросу приводит в своем труде о Старом Петербурге II. Н. Столпянский: «Здесь Нева все еще до сих пор не дождалась «гранитной набережной», но попытки делались: так, когда в 1873 г. стали сравнивать берег Невы против Кавалергардских казарм, то были замечены под навозом две железные трубы с решетками, Стали производить раскопки и открыли каменную набережную длиною около 28 сажен — постройку Этой набережной относят ко времени Аракчеева; в какие-нибудь 50 — 60 лет в Петербурге сумели погребсти под навозом каменную набережную». В 1820 году, в связи с шоссированием Московской дороги, открыто было сообщение между Петербургом и Москвой на дилижансах (шоссирование дороги производилось довольно медленно, что явствует из того, что к 1825 г. был окончен лишь участок до Новгорода, длиною около 180 верст). Станция дилижансов находилась близ Обуховского моста. 12 сентября 1821 г. производится опись заводов: сальных, свечных, мыловаренных и кожевенных с оставлением их на прежних местах; новые же подобного рода приказано устраивать «в Каретной и Васильевской частях, на местах, кои для сего назначены на плане». 

28 января 1822 г. произведена была оценка обывательских домов и мест в столице, при чем Комитетом о уравнении городских повинностей составлена была подробная табель. Общая оценка достигла цифры 151.306.570 р. (против получаемого Городскою Думою более на 690.367 р. 13 к.). В 1823 — 4 годах издается ряд указов, касающихся перевоза на Крестовский остров, замощения улиц (замощение производилось обыкновенного размера булыжником с устройством диагональных прокладок- из более крупных камней) и др. 7 ноября 1824 г. столицу постигло самое сильное из наводнении, бывших за вес время существования Петербурга; вода достигала 13 ф. 7 дюймов выше нормального уровня (ио знаку в Петропавловской крепости —12 фут. 10 дюймов). Васильевский остров,

Петербургская сторона, Крестовский, Каменный, Елагин острова были залиты полностью. На правом берегу Большой Невки вода доходила до линии приморской железной дороги, Ланского шоссе, Самсо-пьсвского проспекта и Симбирской длины до Полюстров-ской набережной. Границы затопления территории, расположенной в сторону левого берега Большой Невы, шли по Калашниковской наб., Смольном у, Воскресенской набережной, Моховой ул., Тропиком ул., Семеновскому плацу, Обводному каналу, к Нарвским воротам, Волынкиной деревне, охватывая всю территорию порта. 

Наводнение причинило городу громадные убытки и разрушения: в низких местах вода смыла до основания все деревянные мосты, и около 500 строений, уничтожила большое количество судов, размыла ряд кладбищ; сильно пострадали также мостовые и набережные, в том числе и гранитные; свирепствовавшая буря повалила массу деревьев, заборов, снесла крыши и пр. Во время наводнения погибло не малое количество людей (570 чел.), скота, продовольствия и различных товаров. В 1825 г. в день похорон Александра 1 состоялось открытие продолжения Садовой улицы от Царицына луга до Итальянской улицы. Последовательный рост населенна Пе гербурга в период царствования Александра I характеризуется следующими данными: в 180а г. число жителей было 271.137, в 1812 г. — 308.474, в 1814 г. — 335.713, в 1817' г. — 344.619, в 1819 г, — 363,938 и в 1825 г, — 424.741,