Эпоха Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге
Учреждение Анной новой «Комиссии о
В течение двух с лишним лег Комиссия эта разработала Рис. 3. Коробовское Атмиралтейство и Адмираллейский подробный план послуживший руководством для всей дальнейшей
. Труды комиссии столь обширны что заслуживали бы самого подробного освещения.Из и значительны, к сожалению, сделать размеры главнейших работ но застройке города в период деятельности Комиссии, кроме указанных уже выше, следует отметить: устройство Галерной гавани, Невской перспективной дороги к Александро-Невскому монастырю, постройку ряда казарм 1с освобождением от постоя частных домов), амбаров при порте, богаделен для неимущих старых людей, общий ремонт мостов и береговых укреплений, сооружение ряда церквей, каменной башни
по проекту И. К. Коробова (рис. 3), устройство Сенной площади, занявшей часть огромного Юсупова сада и пр. Царствование и дочери» , Елизаветы Петровны, ознаменовывается рядом начинаний, долженствующих способствовать росту населения города и его застройке. Петровский Петербург, под влиянием господствовавшего с середины , Х\ III столетия французского влияния и новых форм архитектуры, принесенных в Россию архитектором Варфоломеем Растрелли, начинает бледнеть.Город дворцов и соборов
Из города особняков
превращается в город дворцов и соборов.И зтим он обязан исключительно творчеству гениального зодчего эпохи В. Растрелли, так как большинство сооружений в Елизаветинское время исполнено или по его проектам или но проектам его учеников и помощников: А. Квасова. С. Чсвакинского, V Ф. Кожо-ринова, Е. Фельгена и другие.
Главнейшими сооружениями Растрелли следует считать Зимний дворец и ( мольный монастырь < рис. V»: оба эти здания и по сие время остаются не только в числе монументальнейших и красивейших зданий северной столицы, но и лучших произведений архитектуры XVIII века.
Растрелли построен еще ряд крупнейших дворцов, соборов и общественных зданий, в большинстве своем сохранившихся, за небольшими переделками, до наших дней.
К ним принадлежат:
Третий
(на месте нынешнего Инженерного замка),- Аничков дворец,
- дворцы Строганова (на Невском пр.),
- Воронцова (б. Пажеский корпус на Садовой ул.),
- Орлова и Разумовского (быв. Воспитательный дом),
- Шереметева (на Фонтанке), ТПу-валова (на углу Садовой и Невского) и др.
Кроме того ряд блестящих сооружений осуществлены Растрелли вблизи
в Царском селе (Царскосельский дворец, , Мон-Бижу), в Сергиевой пустыни около Стрельны (церковь), Петергофе (Большой дворец), Средней рогатке (дворец) и в других городах, как-то , Киеве, Митаве. Всеми и работами в Елизаветинскую Эпоху ведала «Канцелярия Строений», возглавлявшаяся генералом В. В. Фермером. Для производства работ по соружению Зимнего дворца была организована по указу от 16 июня 1754 г. особая «Контора строения Е. И. В. Зимнего дому».Руководством для
и регулирования стронтельства города служили для Канцелярии строений, главным образом, труды аналогичной Анненской Комиссии. Проекты указанной Комиссии, равно, как и дополнительные предположения и начинания новой, послужили основанием к изданию, так называемого, «Перспективного », работал гравера М. И. Махаева ( этот издан был в 1753 г.). Наиболее значительными из мероприятий но строению города и его благоустройству в указанный период следует признать: Указ об урегулировании старых и заведении новых кладбищ (Волховского и введение впервые в приема пятиглавия в строящихся храмах — Преображенском, Успенском, Владимирском, Спасо-Сенновском и др.(Один из приказов 1747 г. гласит: «сделать (строящейся соборной Успенской церкви на
) по апробации модель о пяти главах и колокольни, таким подобием, как в , на Успенском соборе и на протчих церквах главы обыкновенные бывают греческие и своды бы на той церкви сделать каменные, а не потолки накатные, деревянные»); обстройка в линию улицы камлннымн домами Невского проспекта (перед въездом в город на Невском около Троицкой улицы были поставлены Триумфальные ворота); постройка элингов и амбаров в Новой Голландии и на Охтенской верфи, канала с каменными стенами, сараев для хранения корабельноголеса, двора с пристанью для брандвахты и пр.в Галерной гавани, каменного придворного Запасного двора у
в части, казенной Химической Лаборатории на 2-й линии (в ней производил свои исследования Ломоносов); ремонт и приспособление погоревших в 1747 г. частей здания Академии Наук под Обсерваторию; «сделание мостов Красного, Зеленого и Синего, по прежнему подъемными, с окраской их всех зеленым цветом и вызолочением фигур, поставленных на этих мостах»;устройство ряда новых мостов через
, с на и с Петербургского на Аптекарский, Каменный и Выборгскую сторону; устройство фабрик и заводов (из справки Мануфактур-Коллегии от 1 декабря 1758 г.Промышленные фабрики и заводы в городе Петра
Видно, что к тому времени существовало в 42 фабрики в городе:
- 11 кожевенных,
- 10 канатных,
- 4 позументных,
- по 3 шляпных и сургучных,
- по 2 завода сахарных и химических,
- 2 карточных фабрики,
- да по одной фабрике для приготовления крахмала и пудры, восчанки и наперстков, потали, стекла, купороса и
- 1 ситце-набивная фабрика);
Утверждение проекта здания Гостиного двора на Невском пр. по проекту В. Растрелли (постройка окончена была при Екатерине 1! по измененному проекту В. Дел я мота); учреждение и постройка на 3-й линии
, где шане Академия Художеств, русского театра (указ от 30 августа 1756 г. «об учреждении русского театра для представления трагедий и комедий»); учреждение 6 ноября 1757 года, по представлению И. И. Шувалова, Академии Художеств (до постройки здания в Екатерининское время Академия помещалась в доме князя П. В. Хованского на Вознесенском проспекте, а с 1759 г.На углу 1-й линии
, против Кадетского корпуса); распоряжение об охране от истребления лесов вблизи столицы (в связи с этим наиболее крупным фабрикам было предложено искать лес для топлива в других местах;Новые же фабрики строить в Ямбургском уезде, богатом лесами); запрещение отводить для постоя «рекрут и нижних чинов» подвальные помещения (из приказа от 30 марта 1759 г.: «и ежели найдутся негодные в подпольях, сырые и нездоровые, то тотчас в лучшие переводить, смотря при том сущую справедливость, также и того, чтобы люди не тесно стояли»); застройка ряда домов и целых кварталов (после большого пожара 26 мая 1761 г. в Мещанских улицах); установление также на
материалы; запрещение выпускать на улицу скот «для корма» и ряд других приказов противопожарного, санитарного характера и по внешнему благоустройству города (запрещение мастеровым людям иметь вывески на знатных улицах и др.). Особо следует выделить постановления о столичной застройке в отношении нормы возвышения построек.Указом 27 июля 1761 г. устанавливалось строить в один этак дома «от земли до нижнего пола, на самых низких местах вышиною в 2х/2 арш., а на прочих местах, которые воде не столь подвержены, на один фут выше большой прибылой воды, согласно указам 1726, 38—39 годов. А от пола до кровли, по расположению величины строения (соображение условно эстетического порядка.) от 6 до 10 саж. (шир.) — в 6 аршин, от 10 саж. и более — в 61/4 арш.». Общее количество населения к концу царствования Елизаветы достигает 110.000 человек. картину города этого периода, близкую к действительности, хотя и с привнесением изрядной доли фантастики, дает нам уже упомянутый перспективный с изображением замечательных видов столицы (при составлении этого плана никакой съемки не производилось, а руководствовались планом 1737 г., выполненным «Комиссией о Петербургском
строении» после пожаров 1736—1737 годов Благодаря гению Растрелли и вдумчивым исканиям «Комиссии строения», город получил вид, отличавший его не только от всех российских городов, но и дававший возможность сравнения его с многими столичными центрами Западной Европы.
Впервые ujhjl стал привлекать к себе широкое внимание иностранцев - путешественников, вполне оценивших нарождающуюся красоту новой русской архитектуры.