Эпоха Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге

31 января 2020

Учреждение Анной новой «Комиссии о Петербургском строении» относится 10 июля 1717 г. На обязанности Комиссии было возложено: сличить плавы существующих построек и составить общи* ялам всего С.- Петербурга, с обозначенном мост, где должно быть, какого рода строение, «также и где публичным площадям быть », «также учинить каждому строению особливый твердый план и чертеж, дабы все впредь по тому надежно строить п поступать можно было». планом немедленно занялись архитекторы Комиссии—П. Еропкин и М. Земцов; для геодезических работ был вытребован ил Преображенского полка майор фон-Зигхсйм.

В течение двух с лишним лег Комиссия эта разработала Рис. 3. Коробовское Атмиралтейство и Адмираллейский подробный план послуживший руководством для всей дальнейшей застройки Петербурга. Труды комиссии столь обширны что заслуживали бы самого подробного освещения. 

Из и значительны, к сожалению, сделать размеры главнейших работ но застройке города в период деятельности Комиссии, кроме указанных уже выше, следует отметить: устройство Галерной гавани, Невской перспективной дороги к Александро-Невскому монастырю, постройку ряда казарм 1с освобождением от постоя частных домов), амбаров при порте, богаделен для неимущих старых людей, общий ремонт мостов и береговых укреплений, сооружение ряда церквей, каменной башни Адмиралтейства по проекту И. К. Коробова (рис. 3), устройство Сенной площади, занявшей часть огромного Юсупова сада и пр. Царствование и дочери» Петра, Елизаветы Петровны, ознаменовывается рядом начинаний, долженствующих способствовать росту населения города и его застройке. Петровский Петербург, под влиянием господствовавшего с середины , Х\ III столетия французского влияния и новых форм архитектуры, принесенных в Россию архитектором Варфоломеем Растрелли, начинает бледнеть.

Город дворцов и соборов

Из города особняков Петербург превращается в город дворцов и соборов. 

И зтим он обязан исключительно творчеству гениального зодчего эпохи В. Растрелли, так как большинство сооружений в Елизаветинское время исполнено или по его проектам или но проектам его учеников и помощников: А. Квасова. С. Чсвакинского, V Ф. Кожо-ринова, Е. Фельгена и другие.

Главнейшими сооружениями Растрелли следует считать Зимний дворец и ( мольный монастырь < рис. V»: оба эти здания и по сие время остаются не только в числе монументальнейших и красивейших зданий северной столицы, но и лучших произведений архитектуры XVIII века. 

Растрелли построен еще ряд крупнейших дворцов, соборов и общественных зданий, в большинстве своем сохранившихся, за небольшими переделками, до наших дней. 

К ним принадлежат: 

Третий Летний дворец (на месте нынешнего Инженерного замка), 

  • Аничков дворец,
  • дворцы Строганова (на Невском пр.),
  • Воронцова (б. Пажеский корпус на Садовой ул.),
  • Орлова и Разумовского (быв. Воспитательный дом),
  • Шереметева (на Фонтанке), ТПу-валова (на углу Садовой и Невского) и др.

Кроме того ряд блестящих сооружений осуществлены Растрелли вблизи Петербурга в Царском селе (Царскосельский дворец, Эрмитаж, Мон-Бижу), в Сергиевой пустыни около Стрельны (церковь), Петергофе (Большой дворец), Средней рогатке (дворец) и в других городах, как-то Москве, Киеве, Митаве. Всеми строительным и работами в Елизаветинскую Эпоху ведала «Канцелярия Строений», возглавлявшаяся генералом В. В. Фермером. Для производства работ по соружению Зимнего дворца была организована по указу от 16 июня 1754 г. особая «Контора строения Е. И. В. Зимнего дому».

Руководством для планировки и регулирования стронтельства города служили для Канцелярии строений, главным образом, труды аналогичной Анненской Комиссии. Проекты указанной Комиссии, равно, как и дополнительные предположения и начинания новой, послужили основанием к изданию, так называемого, «Перспективного плана», работал гравера М. И. Махаева ( план этот издан был в 1753 г.). Наиболее значительными из мероприятий но строению города и его благоустройству в указанный период следует признать: Указ об урегулировании старых и заведении новых кладбищ (Волховского и Смольного - введение впервые в Петербурге приема пятиглавия в строящихся храмах — Преображенском, Успенском, Владимирском, Спасо-Сенновском и др. 

(Один из приказов 1747 г. гласит: «сделать (строящейся соборной Успенской церкви на Петербургской стороне) по апробации модель о пяти главах и колокольни, таким подобием, как в Москве, на Успенском соборе и на протчих церквах главы обыкновенные бывают греческие и своды бы на той церкви сделать каменные, а не потолки накатные, деревянные»); обстройка в линию улицы камлннымн домами Невского проспекта (перед въездом в город на Невском около Троицкой улицы были поставлены Триумфальные ворота); постройка элингов и амбаров в Новой Голландии и на Охтенской верфи, канала с каменными стенами, сараев для хранения корабельноголеса, двора с пристанью для брандвахты и пр. 

в Галерной гавани, каменного придворного Запасного двора у Невы в Литейной части, казенной Химической Лаборатории на 2-й линии Васильевского острова (в ней производил свои исследования Ломоносов); ремонт и приспособление погоревших в 1747 г. частей здания Академии Наук под Обсерваторию; «сделание мостов Красного, Зеленого и Синего, по прежнему подъемными, с окраской их всех зеленым цветом и вызолочением фигур, поставленных на этих мостах»; 

устройство ряда новых мостов через Фонтанку, с острова на Петербургский и с Петербургского на Аптекарский, Каменный и Выборгскую сторону; устройство фабрик и заводов (из справки Мануфактур-Коллегии от 1 декабря 1758 г.

Промышленные фабрики и заводы в городе Петра

Видно, что к тому времени существовало в 42 фабрики в городе: 

  • 11 кожевенных,
  • 10 канатных,
  • 4 позументных,
  • по 3 шляпных и сургучных,
  • по 2 завода сахарных и химических,
  • 2 карточных фабрики,
  • да по одной фабрике для приготовления крахмала и пудры, восчанки и наперстков, потали, стекла, купороса и
  • 1 ситце-набивная фабрика);

Утверждение проекта здания Гостиного двора на Невском пр. по проекту В. Растрелли (постройка окончена была при Екатерине 1! по измененному проекту В. Дел я мота); учреждение и постройка на 3-й линии строва на Ваське , где шане Академия Художеств, русского театра (указ Сената от 30 августа 1756 г. «об учреждении русского театра для представления трагедий и комедий»); учреждение 6 ноября 1757 года, по представлению И. И. Шувалова, Академии Художеств (до постройки здания в Екатерининское время Академия помещалась в доме князя П. В. Хованского на Вознесенском проспекте, а с 1759 г. 

На углу 1-й линии Васильевского острова , против Кадетского корпуса); распоряжение об охране от истребления лесов вблизи столицы (в связи с этим наиболее крупным фабрикам было предложено искать лес для топлива в других местах; 

Новые же фабрики строить в Ямбургском уезде, богатом лесами); запрещение отводить для постоя «рекрут и нижних чинов» подвальные помещения (из приказа от 30 марта 1759 г.: «и ежели найдутся негодные в подпольях, сырые и нездоровые, то тотчас в лучшие переводить, смотря при том сущую справедливость, также и того, чтобы люди не тесно стояли»); застройка ряда домов и целых кварталов (после большого пожара 26 мая 1761 г. в Мещанских улицах); установление также на строительные материалы; запрещение выпускать на улицу скот «для корма» и ряд других приказов противопожарного, санитарного характера и по внешнему благоустройству города (запрещение мастеровым людям иметь вывески на знатных улицах и др.). Особо следует выделить постановления о столичной застройке в отношении нормы возвышения построек. 

Указом 27 июля 1761 г. устанавливалось строить в один этак дома «от земли до нижнего пола, на самых низких местах вышиною в 2х/2 арш., а на прочих местах, которые воде не столь подвержены, на один фут выше большой прибылой воды, согласно указам 1726, 38—39 годов. А от пола до кровли, по расположению величины строения (соображение условно эстетического порядка.) от 6 до 10 саж. (шир.) — в 6 аршин, от 10 саж. и более — в 61/4 арш.». Общее количество населения к концу царствования Елизаветы достигает 110.000 человек. картину города этого периода, близкую к действительности, хотя и с привнесением изрядной доли фантастики, дает нам уже упомянутый перспективный план М. И. Махаева с изображением замечательных видов столицы (при составлении этого плана никакой съемки не производилось, а руководствовались планом 1737 г., выполненным «Комиссией о Петербургском

строении» после пожаров 1736—1737 годов Благодаря гению Растрелли и вдумчивым исканиям «Комиссии строения», город получил вид, отличавший его не только от всех российских городов, но и дававший возможность сравнения его с многими столичными центрами Западной Европы. 

Впервые ujhjl стал привлекать к себе широкое внимание иностранцев - путешественников, вполне оценивших нарождающуюся красоту новой русской архитектуры.