Что такое Печатная графика? Уникальное искусство печатной графики - современные виды графики можно классифицировать по способу создания изображения и предназначению. Это направление и способ тиражирования изображений. Диапазон направлений и видов художественной тиражной графики очень широк. Авторская тиражная графика является относительно сложным и трудоемким процессом от создания печатной форы или форм, в какой бы технике они ни была созданы (офорт, литография, линогравюра, шелкография и т.д.) и последующая ручная печать оттисков на печатном станке. Каждый созданный эстамп автор нумерует и подписывает вручную. К языку графики или к её выразительным средствам относятся: линия; штрих, тон и пятно; контур; силуэт; перспектива; светотень; ритм и контраст. Графика обладает рядом выразительных достоинств и позволяет добиться большей выразительности при использовании ограниченной палитры изобразительных средств чёрного цвета, полутонов на белом листе. Графику часто называют искусством чёрного и белого. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в её лаконизме, ёмкости образов, концентрации и строгом отборе средств. Некоторая недосказанность. Условное обозначение предмета, как бы намёк не него, составляет особую значимость чёрно-белого графического изображения, рассчитаны на активную работу воображения зрителя. Искусство печатной графики известно с глубокой древности.

Массовое производство бумаги и создание первых печатных станков (ручных типографских станков) послужило бурному развитию печатной графики. Данный вид печати получил наибольшее распространение в период средних веков в Европе. Гравюры и тиражная графика доступнее и намного дешевле живописи.

Важными особенностями графики, в зависимости от техники - являются её способность:

  • быстро откликаться на актуальные события,
  • удобство тиражирования во многих экземплярах,
  • возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений.

Поэтому первоначально они применялись для иллюстрирования религиозных сюжетов. В дальнейшем эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической графикой, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий ("летучие листки" Крестьянской войны 1524-26 в Германии, гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн).

Несмотря на некоторую вспомогательную роль, печатная графика обладает целым рядом выразительных достоинств, что делало ее популярной среди художников.

Многие техники печатной графики весьма трудоемки, поэтому часто художник создающий изображение, эскиз (а случае многоцветной гравюры - эскизы для каждого цвета отдельно) отдавал мастерам граверам, которые переносили это изображение на доску, а мастера-печатники печатали.

Особо широкое распространение получила техника литографии, которая при возможном большом тираже без снижения качества, позволяла добиваться максимальной похожести с изображениями, выполненными в живописных техниках.

Это в конце XIX-XX веках стали широко использовать для популяризации своего творчества сами художники и их дилеры. В Европе подобные литографские мастерские распространены и в настоящее время.

В России в советское время коммунистический режим прекрасно понимал опасность возможного бесцензурного тиража, поэтому литографские мастерские находились под присмотром в художественных фондах, и в основном они обеспечивали печать авторских (сделанных самим автором) камней. Этим обусловлено то, что сегодня в России литография, как одна из техник печатной графики, практически приравнивается к типографской репродукции и не имеет общепринятой художественной ценности.

Вместе с тем в Европе, при очень высокой стоимости оригинальных живописных произведений, литографические тиражированные изображения живописи популярного художника может достигать очень больших цен.

Ценность печатной графики, как самостоятельного вида искусства, зависит от множества факторов. В первую очередь от величины тиража и от порядкового номера оттиска.

В настоящее время печатные технологии позволяют добиваться огромных тиражей при неизменном высоком качестве получаемых оттисков, тогда как при старинных техниках, таких как сухая игла, офорт и других, в процессе печатания заминалась печатная форма, и сами оттиски видоизменялись. Терялось качество детализации изображения при большом тираже.

Поэтому традиционно наивысшую ценность имеют оттиски, напечатанные первыми в тираже.

Атрибутирование эстампов информация о эстампе, гравюре, оригинальном оттиске

Для того, чтобы уберечь современную печатную графику от обесценивания, приняты специальные ограничения, распространяющиеся на количество оттисков, а также специальные правила по ее атрибутированию.

Согласно международным стандартам и правилам, оригинальные оттиски должны содержать следующую информацию.

  • 19/99 - порядковый номер оттиска, через дробь- количество общего тиража.
  • оф, лит, ксил, и др - сокращенное наименование техники исполнения.
  • Наименование работы и год создания.
  • Оригинальную подпись автора.

Стоит отметить, что вместо порядкового номера оттиска могут быть написаны буквы, обозначающие пробный оттиск, или авторский оттиск.

Наличие этих буквенных обозначений свидетельствует о том что, этот вариант был забракован автором и им были внесены коррективы. Однако он не уничтожен и подписан.

Подобные оттиски среди коллекционеров имеют наивысшую ценность, так как они являются единичными и неповторимыми.

Дальнейшая ценность тиража зависит от порядкового номера оттиска и, как правило, наивысшую стоимость имеют первые 10.

В прошлом, чтобы не обесценивать графику, использовали тиражи не более 300 экземпляров, а для отдельных видов график, не более 100, после чего носитель изображения (офортная доска, линолеум и др.) должны быть уничтожены для невозможности последующих оттисков.

На сайте theartshop.ru рассмотрим про особенности различных техник, их отличия и сходства.