Хай-тек в архитектуре Санкт-Петербурга

15 августа 2019
Высокотехнологичность как отдельная стилистика в архитектурном дизайне и дизайне интерьеров. Что является ключевым понятием Хай-тека? В чем заключается эстетика и области применения данного стиля?

Хай-тек

Стиль хай-тек (англ. hi-tech, сокращение от high technology) — высокие технологии) сменяя архитектуру 1960-х новый силь зародился за рубежом в конце 1970-х годов. В зданиях и сооружениях данного стиля (Хай-тек в архитектуре Санкт-Петербурга), в том числе в интерьерах, всячески подчеркивается обилие технических, конструктивных элементов, умышленно выделяются ярким цветом воздуховоды и трубопроводы инженерных коммуникаций. Архитектор использует крупные необычные формы, металл с цветными покрытиями, цветные и зеркальные стёкла, пластик, другие современные материалы. Стиль хай-тек берёт начало в производственных зданиях и сооружениях, где он вполне естественен, но при этом распространяется на жилые и особенно офисные помещения. Однако некоторые архитекторы идентифицируют и жилые строения, как стиль хай-тек. Иногда выделяют индустриальный хай-тек, геометрический хай-тек и бионический хай-тек. В Санкт-Петербурге встречается мало, если, конечно, не считать промышленных предприятий и некоторые современные сооружения. современные строительные архитектурные проекты Санкт-Петербурга и Москвы"

Высокотехнологичная архитектура, также известная как структурный экспрессионизм, является типом позднесовременного архитектурного стиля , возникшего в 1970-х годах и включающего элементы высокотехнологичной промышленности и технологий в проектирование зданий. Высокотехнологичная архитектура выросла из модерна , используя новые достижения в области технологий и строительных материалов. Он подчеркивает прозрачность в дизайне и строительстве, стремясь передать основную структуру и функцию здания во всем его интерьере и экстерьере. Использует следущие материалы сталь, стекло и бетон, поскольку эти материалы становились все более совершенными и доступными в более широком разнообразии форм во время разработки стиля.

Высокотехнологичная архитектура ориентирована на создание адаптируемых зданий с помощью выбора материалов, внутренних элементов конструкции и программного дизайна. Он стремится избежать связей с прошлым и поэтому избегает строительных материалов, обычно используемых в более старых стилях архитектуры. Общие элементы включают в себя подвесные или нависающие полы, отсутствие внутренних несущих стен и перестраиваемые пространства. В некоторых зданиях используются яркие, яркие цвета в попытке вызвать ощущение рисунка или диаграммы.

Ранние высокотехнологичные здания были названы историком Рейнером Банхамом как «обслуживаемые сараи» из-за их воздействия на механические услуги в дополнение к структуре. Большинство из этих ранних примеров использовали открытую конструкционную сталь в качестве материала для выбора. Поскольку полые структурные секции стали широко доступны только в начале 1970-х годов, в высокотехнологичной архитектуре было много экспериментов с этим материалом. Высокие технологии используют акцент на заводской эстетике и большом центральном пространстве, обслуживаемом многими небольшими зонами обслуживания, чтобы вызвать чувство открытости, честности и прозрачности. Среди ведущих мастеров стиля - американский коломбо-архитектор Брюс Грэм и американский бангладешский архитектор Фазлур Рахман Хан, британские архитекторы сэр Норман ФостерСэр Ричард Роджерс , сэр Майкл Хопкинс , итальянский архитектор Ренцо Пиано и испанский архитектор Сантьяго Калатрава

изначально была разработана в Британии, и многие из ее самых ранних сторонников были британцами. Тем не менее, движение имеет корни в нескольких более ранних стилях и черпает вдохновение из ряда архитекторов из более ранних периодов. Многие из идеалов, переданных через высокотехнологичную архитектуру, были получены от ранних модернистов 1920-х годов. Концепции прозрачности, честности в материалах и увлечения эстетикой промышленности - все это можно проследить до современных архитекторов. Высокотехнологичная архитектура, подобно модернизму, разделяет веру в «дух эпохи», который следует включать и применять в каждом здании. Влияние Ле Корбюзье , Вальтера Гропиуса и Миса ван де Роэобширна во многих принципах и проектах высокотехнологичной архитектуры. Некоторые из первых практиков высокотехнологичной архитектуры включали британскую архитектурную группу Archigram, члены которой часто проектировали передовые футуристические здания и города. Одним из наиболее влиятельных из них был Plug-in City Питера Кука , теоретическая мега структура, разработанная вокруг способности отсоединения и замены каждой из его отдельных единиц. Концепция съемных и взаимозаменяемых элементов зданий позже станет широко распространенной характеристикой в ​​стиле хай-тек. Менее прямые предшественники включали Бакминстера Фуллера и Фрея Отто , чей фокус на минимизации строительных ресурсов сделал акцент на растяжимые конструкции, еще один важный элемент во многих высокотехнологичных проектах.Концепция Луиса Кана о «обслуживаемых» и «служебных» пространствах, особенно когда они реализованы в виде сервисных башен, впоследствии стала широко распространенной особенностью высокотехнологичной архитектуры. Другие проекты и проекты, которые содержали или вдохновляли элементы, общие для стиля хай-тек, включают в себя концепцию боуеллизма члена Archigram Майка Уэбба , Fun Palace от Cedric Price и Walking City Рона Херрона , также входящего в Archigram. Эти теоретические проекты, наряду со многими другими, были широко распространены в британских и американских архитектурных кругах благодаря их рассмотрению Рейнером Банхэмом. В этих концептуальных планах были изложены идеи и элементы, которые впоследствии окажут огромное влияние на творчество выдающихся архитекторов высоких технологий, таких как Норман Фостер и Николас Гримшоу

Характеристики стиля

Высокотехнологичные здания часто включают в себя ряд материалов, напоминающих о промышленном производстве. Сталь, стекло и бетон обычно встречаются в высокотехнологичных конструкциях, поскольку эти элементы вызывают ощущение массового производства и широкой доступности. Не все высокотехнологичные проекты сделаны для размещения действительно серийных материалов, но, тем не менее, стремятся передать ощущение создания фабрики и широкого распространения. Растяжимые конструкции, поперечные балки и открытые элементы поддержки и обслуживания - все это важные компоненты, встречающиеся в высокотехнологичных конструкциях. Акцент на сильные, упрощенные и прозрачные элементы - все это связывает хай-тек как стиль с принципами инженерии. Инженер Энтони Хантоказал огромное влияние как на дизайн, выбор материалов, так и на окончательное выражение многих самых ранних высокотехнологичных зданий в Великобритании, и поэтому многие из этих конструкций наполнены акцентом на эстетику проектирования и строительства.

Здания, построенные в стиле хай-тек, часто имеют ряд характерных элементов планировки. Они включают в себя план открытого этажа, большую центральную площадь, обслуживаемую множеством небольших помещений для обслуживания, и повторяющиеся элементы, которые могут быть или могут быть отсоединены и заменены при необходимости. Пространства или элементы, предназначенные для обслуживания и механических компонентов, таких как кондиционеры, водные процессоры и электрическое оборудование, остаются открытыми и видимыми для зрителя. Часто эти помещения размещаются в больших служебных башнях снаружи здания, как, например, в здании Ллойда в Лондоне Ричарда Роджерса., В здании Ллойда также есть офисы, которые должны быть изменены и сконфигурированы по мере необходимости путем смещения и удаления перегородок - создавая гибкую и адаптируемую внутреннюю среду, которая может быть изменена для удовлетворения потребностей жильцов здания. Эта тема реконфигурируемых пространств является важной составляющей высокотехнологичных зданий. Здание HSBC в Гонконге, спроектированное Норманом Фостером, является еще одним прекрасным примером высокотехнологичного здания, которое должно быть изменено с течением времени в соответствии с потребностями его пользователей. Использование подвесных панелей пола и дизайн социальных пространств в качестве отдельных башен подчеркивают новый подход к созданию и обслуживанию офисного здания.

Стиль хай-тек часто интерпретируется как прославляющая технология и подчеркивающая функциональное назначение каждого элемента здания. Эти проекты включают в себя элементы, которые явно отображают технический характер компонентов внутри них, создавая ощущение честной, открытой прозрачности. Центр Помпидув Париже, Ренцо Пиано и Ричард Роджерс, иллюстрирует техническую специфику и фокусируется на разоблачении сервисных элементов. Экстернализация функциональных компонентов является ключевым понятием высокотехнологичной архитектуры, хотя этот метод может также применяться для создания эстетики динамического света и тени на фасаде здания. Цвет также играет важную роль в оформлении высокотехнологичных зданий, так как различные цвета могут использоваться для представления различных служебных элементов или для придания зданию вид архитектурных схем.

Цели

Высокотехнологичная архитектура пытается воплотить ряд идеалов, которые, по мнению ее практиков, отражают «дух эпохи». Обеспокоенность по поводу адаптивности, устойчивости и меняющегося промышленного мира привела к изменению подхода многих архитекторов по всему миру к проектированию зданий. Здание HSBC Нормана Фостера было специально спроектировано для строительства над общественной площадью, чтобы не занимать больше земли в космическом сознательном Гонконге. Такой подход к строительству, поскольку архитектор нес такую ​​же ответственность за город, окружающий их здание, как и само здание, был ключевой темой многих сооружений, выполненных в стиле хай-тек. Надлежащее использование и распределение пространства часто является неотъемлемым компонентом теории высоких технологий,

В основе многих высокотехнологичных зданий лежит концепция «омниплатц». Это идея о том, что здание и пространства внутри него не обязательно должны быть абсолютно определены, а скорее выполнять ряд желаемых функций. Таким образом, помещение в высокотехнологичном здании можно использовать как фабричный цех, склад или финансовый торговый центр с минимальным перераспределением структурных элементов. Внешние услуги высокотехнологичного здания, в этом понимании стиля, существуют исключительно для того, чтобы сделать центральное пространство пригодным для жилья и не определяют его функцию. Это может привести к эффекту, при котором элементы обслуживания здания могут быть поняты и интерпретированы без проблем, но функцию внутреннего пространства трудно угадать. Здание Ллойда является отличным примером этого,

Хотя цель многих высокотехнологичных зданий состоит в том, чтобы честно и прозрачно передать их форму и функции, практические соображения могут помешать абсолютному выражению этого принципа. Например, Центр Помпиду имеет несколько элементов, которые застроены или перекрыты из-за опасений по поводу пожарной безопасности и надежности конструкции. Во многих случаях высокотехнологичные здания демонстрируют компромиссы между радикальной честностью в дизайне и соображениями безопасности при реализации. Высокотехнологичная архитектура уравновешивает искусство и инженерию как ее основные темы и как таковую вызывает компромиссы между эстетикой двух дисциплин.

Высокотехнологичная архитектура вызвала некоторую критику за свои набеги на жилищное строительство и дизайн, что является общей чертой модернизма. Многие дома, спроектированные высокотехнологичными архитекторами, никогда не были заселены кем-либо, кроме них самих или их близких родственников. Многие сторонние наблюдатели сочли, что акцент в стиле хай-тек на индустрию и предоставление услуг противоположен комфорту и домашней жизни. Жилье Нормана Фостера в Милтон-Кинсе никогда не было особенно популярным, а другие высокотехнологичные проекты считались неудобными или неудобными для проживания.

Высокотехнологичная архитектура чаще всего использовалась при проектировании и дальнейшем строительстве фабрик, корпоративных офисов или художественных галерей, во всех пространствах, которые могли бы эффективно использовать эстетику промышленности и найти хорошее применение для гибких пространств, созданных стилем. Применение технологических тем в высокотехнологичных зданиях призвано передать дух науки и прогресса. В то время как прозрачность и честность материалов высоко ценятся, высокотехнологичные проекты стремятся вызвать когда-либо динамическое чувство движения и изменений. Адаптивность, гибкость и открытость - вот основные цели стиля хай-тек. Очевидное и творческое отображение функциональной природы сервисных элементов и четкое сообщение об изменчивой природе созданных в них пространств - важные цели подавляющего большинства высокотехнологичных зданий.